Байдина Нататья Александровна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
Результаты констатирующего эксперимента, ставят перед нами задачу о необходимости совершенствования образовательной деятельности по развитию интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье мы представим методические рекомендации, направленные на развитие интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста, разработанные с учетом выявленных ранее педагогических условий.
– соблюдать принцип регионоведения (природные и экологические особенности территории);
– создавать ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края, учитывая индивидуальные потребности;
– использовать возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, презентации и др.).
Методическая рекомендация 1. Соблюдение принципа регионоведения.
Соблюдение принципа регионоведения и непосредственные контакты с миром природы будут осуществляться посредствам организации походов в природу ближайшего окружения. Рассмотрим город Норильск. Этот город считается одним из самых холодных, снежных и ветреных – значит можно организовать поход туда, где можно наблюдать явления суровой зимы. Несмотря на суровые природные условия, этот регион обладает довольно разнообразной фауной. Животный мир в лесотундре в основном представлен леммингами, северными оленями, землеройками, песцами, за ними можно понаблюдать в специально отведенных местах, где люди подкармливают зверей. Не секрет, что из-за большого количества вредных производств в городе сильно испортилась экология, на что тоже необходимо обращать внимание детей. Поход на территорию Путоранского заповедника в уникальную естественную рекреацию, главную нерукотворную достопримечательность Норильска, признанную Юнеско частью всемирного природного наследия человечества. Посещение музея истории норильского промрайона, где можно познакомить с интересными коллекциями минералов, археологических и палеонтологических артефактов и др.
Походы дают возможность дошкольникам в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях, которые направлены на развитие интереса к природе своего региона. Во время походов дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.
Необходимо отметить, что природа г. Норильска уникальна в своем плане – суровая зима, кратковременное лето, прекрасные, но труднодоступные природные места, развитая промышленность, влияющая на экологию региона и т.д. Организация взаимодействия детей с достопримечательностями и особенностями природы родного края г. Норильска и Красноярского края должно занимать важное место в образовательном процессе ДОО.
Соблюдение принципа регионоведения (природные и экологические особенности территории) будет важной рекомендацией направленной на развитие интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. Соблюдение принципа регионоведения будет заключаться в рекомендациях по реализации мероприятий по знакомству с природными и экологическими особенностями территории г. Норильска Красноярского края.
Рекомендуется организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со следующими объектами природы родного края:
- Путоранский заповедник – природная достопримечательность Норильска, признана Юнеско частью всемирного природного наследия человечества. Сотрудники заповедника помогут организовать пешие, водные, лыжные походы различной категории сложности. Территория заповедника состоит из таежных, лесотундровых, пустынно-арктических участков, расположенных на Северо-Западе Среднесибирского плоскогорья. В природоохранной зоне много живописных древних озер тектонического происхождения и восхитительных водопадов. Высота пиков горных плато местами достигает 1500 м. Природа здесь девственна, а экосистемы практически первозданны. Можно организовать встречу с коренными народами – насладиться истинным гостеприимством людей севера.
- Красные камни – живописное ущелье которое проходит между двумя вершинами горного массива Хараелах. Стены каньона невероятно живописны и опоясывают озерцо с кристально чистой водой. Водоем наполняется из речушки, двумя каскадами водопадов, ниспадающих с вершины скалы. Название ущелье получило от цвета породы камней, которые имеют ярко выраженный красно-коричневый оттенок. От этого антураж несколько напоминает марсианские панорамы. Дошкольники с большим интересом посещают данное ущелье и знакомятся с красотой родной природы.
- Музей истории норильского промрайона. В музее проводятся специально организованные экскурсии. Экскурсии проводит экскурсовод с учетом возраста туристов. Детям дошкольного возрасте представляется информация об освоении российской Арктики, строительстве Норильска и его достопримечательностях. Музей располагает интересными коллекциями минералов, археологических и палеонтологических артефактов. Весьма впечатляют детей дошкольного возраста залы этнографического раздела экспозиции, рассказывающие о культуре и быте коренных жителей Таймыра.
- Рекомендуется воспользоваться тематическими экскурсионными маршрутами для ознакомления с природой региона, которые предлагает «Музей Норильска»:
– экскурсию по экспозиции «Территория» Музей Норильска – знакомство с флорой и фауной полуострова Таймыр;
– автобусную экскурсию по маршруту «Центральный район г. Норильск – район Талнах с заездом на территорию профилактория Валек, где на территории содержатся два бурые медведи;
– тематическую экскурсию «Обитатели Таймырских заповедников» в Талнахском филиале Музея Норильска с рассказом о заповедных территориях полуострова и их обитателях;
– пешеходную экскурсию с посещением ближайшего к городу водопада «Красные камни». Природный объект расположен у отрогов гор Хараелах, являющихся в свою очередь отрогами плато Путорана.
Для успешного развития развитие интереса к природе родного края рекомендуется создавать ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края.
«Провокационные» ситуации заранее запланированные и подготовленные стимулируют интерес дошкольников к деятельности. Провокация создает пространство для исследования, для познания незнакомого, для проявления любопытства (Что это там?), любознательности (Как это происходит, как устроено?») и конечно интереса «Я хочу это знать».
Для возникновения «провокационных» ситуаций, рекомендуется использовать мнемотехнику – совокупность приемов и методов, направленных проявление интереса у детей, тренировку познавательных процессов (восприятие, память, внимание, речь и др.) которые помогают осознать и запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального, чувственного представлений.
Мнемотехника реализуется посредствам использования мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы направленных на постепенное усложнение материала. Мнемотехника позволяет представить детям определенную информацию о природе родного края: сезонных явлениях, животных, обитающих на территории региона и т.д. Рассмотрим их.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией о предмете, явлении, действии, которые можно обозначить словом, словосочетанием или предложением, например, мнемоквадрат с изображением зимы, который ребенок анализирует, выделяет особенности, изображенные на мнемоквадрате – «Зима, идет снег, на улице зимой холодно».
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, представленные в мнемодорожки дети составляет историю из нескольких простых предложений, например, – «Наступила зима, выпало много снега, на улице холодно, много намело сугробов».
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, каждый квадрат содержит определенную информацию, на основе этих изображений составляется рассказ о зиме, например, – «У нас зима снежная, сильный мороз, мы одеваемся тепло и идем кормить птиц к кормушкам, которые расположены на деревьях. Потом будем играть в снежки и кататься на санках».
Для применения мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста нужно знать ее характерные особенности:
– мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
– мнемотехника основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями;
– мнемотехника в экологическом образовании дошкольников занимает особое место, т.к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов и явлений природы, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности;
– мнемотехника строится от простого к сложному – начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам;
– в мнемоквадратах, мнемодорожках и мнемотаблицах закладывается нужная информация в зависимости от темы изучения;
– мнемоквадрат – квадрат в котором представлено одно-два изображения;
– мнемодорожка – квадрат из четырех картинок;
– мнемотаблица – представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести необходимую информацию.
Рассмотрим пример составления мнемотаблиц на тему «Жизнь птиц в разное время года». Мнемотаблица «Весна» с изображениями: птицы прилетели, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Мнемотаблица «Лето» с изображениями: поют песни, ловят насекомых, кормят птенцов, птенцы растут, учатся летать. Мнемотаблица «Осень» с изображениями: птенцы стали взрослыми, сами добывают корм, готовятся к отлету собираясь в стаи, улетают в теплые края.
В современном мире пользуются популярностью применение в образовательном процессе информационных технологий, поэтому использовать возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, интерактивные игры, презентации и др.) будет следующей рекомендаций для педагогов ДОО.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Ее преимущества:
– реализация намеченных планов по ознакомления детей с природой родного края без учета погодных условий;
– не покидая здания ДОО можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города;
– активная деятельность участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов), что направлено на развитие интереса у дошкольников;
– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Рекомендуется проводить виртуальные экскурсии несколько видов: фото-путешествие, слайд-шоу, видео-экскурсия. Информация для подготовки виртуальных экскурсий берется из достоверных источников (реальные музеи, глобальная сеть, интернет библиотеки и др.).
В процессе подготовки виртуальной экскурсии рекомендуется соблюдать следующие моменты:
- Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.
- Проведение виртуальной экскурсии надо начинать со вступительной беседы с детьми, где представляются цели и задачи экскурсии. В процессе проведения виртуальной экскурсии, для активизации деятельности детей использовать прием постановки проблемных вопросов по содержанию экскурсии.
- Составлять текст виртуальной экскурсии нужно с соблюдением следующих требований: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, правильное название предметов, объектов, явлений природы родного края.
- Заканчивать виртуальную экскурсию необходимо итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаются, систематизируются полученные представления о природе родного края.
Виртуальные экскурсии помогают перенести дошкольников в те места, которые они не могут посетить, например, жерло вулкана, топкие болота, глубины океана, вершины гор и др.
Интерактивные игры могут создаваться самими педагогами на разную тематику, например, знакомство с правилами поведения в природе используются игры: «Потуши костер», «Собери мусор», «Что нельзя делать в лесу», формирование представлений о природе родного края: «Кто живет в наших лесах», «Узнай по звуку», «Птицы, зимующие в наших краях» и др.
Интерактивные игры с применением мультимедиа технологии (презентаций) – это специальная форма организации познавательной деятельности дошкольников, в которой познавательная деятельность детей организована таким образом, что практически все дошкольники участвуют в процессе познания, имеют возможность осваивать предложенный материал и вносить свой особый индивидуальный вклад путем обмена знаниями, идеями, способами деятельности, что направлено на развитие интереса у детей. Например, в процессе интерактивной игры представляется рассказ педагога с иллюстрацией нового материала посредством презентации с иллюстрациями и звуковым сопровождением, что способствует развитию интереса у детей.
Презентации в PowerPoint — современный интерактивный способ представления и хранения информации который рекомендуется применять в ДОО. Презентации дают возможность дополнять и обновлять информацию, экономят пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяют создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях, что способствует накапливать, сохранять и презентовать информацию о природе родного края для детей дошкольного возраста. Некоторая информация о растениях природы Красноярского края рекомендованная к использованию в ДОО представлена в приложении 3.
В ДОО рекомендуется использовать презентации следующих видов:
- Информационная презентация, которая направлена на передачу справочной информации, содержащейся в тезисах, таблицах, графиках, схемах, например, для ознакомления с природой родного края детям можно схематично представить смену времен года.
- Презентация-сопровождение содержит мало текста, много фотоматериалов, схем или алгоритмов. Основной текст проговаривается педагогом, а презентация служит наглядной визуализацией слов.
- Презентация-отчёт, где акцент делается на результативность уже проделанной работы.
Об эффективности использования презентаций для развития интереса у детей к природе родного края говорят следующие позитивные факторы:
– дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
– у детей повышается мотивация к получению новых представлений о природе родного края за счет мультимедийных эффектов (красочность, движение, звук);
– возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде (маленький муравей, распускающийся цветок, красота снежинки и др.);
– использование разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их интереса;
Таким образом, реализация таких методических рекомендаций как: соблюдение принципа регионоведения (природные и экологические особенности территории); создание ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края, учитывая индивидуальные потребности; использование возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, презентации) будут способствовать развитию интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.