Методические рекомендации по развитию интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

0
382

Байдина Нататья Александровна

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»

Результаты констатирующего эксперимента, ставят перед нами задачу о необходимости совершенствования образовательной деятельности по развитию интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье мы представим методические рекомендации, направленные на развитие интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста, разработанные с учетом выявленных ранее педагогических условий.

– соблюдать принцип регионоведения (природные и экологические особенности территории);

– создавать ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края, учитывая индивидуальные потребности;

материалы в печатный сборник 

– использовать возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, презентации и др.).

Методическая рекомендация 1. Соблюдение принципа регионоведения.

Соблюдение принципа регионоведения и непосредственные контакты с миром природы будут осуществляться посредствам организации походов в природу ближайшего окружения. Рассмотрим город Норильск. Этот город считается одним из самых холодных, снежных и ветреных – значит можно организовать поход туда, где можно наблюдать явления суровой зимы. Несмотря на суровые природные условия, этот регион обладает довольно разнообразной фауной. Животный мир в лесотундре в основном представлен леммингами, северными оленями, землеройками, песцами, за ними можно понаблюдать в специально отведенных местах, где люди подкармливают зверей. Не секрет, что из-за большого количества вредных производств в городе сильно испортилась экология, на что тоже необходимо обращать внимание детей. Поход на территорию Путоранского заповедника в уникальную естественную рекреацию, главную нерукотворную достопримечательность Норильска, признанную Юнеско частью всемирного природного наследия человечества. Посещение музея истории норильского промрайона, где можно познакомить с интересными коллекциями минералов, археологических и палеонтологических артефактов и др.

Походы дают возможность дошкольникам в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях, которые направлены на развитие интереса к природе своего региона. Во время походов дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.

Необходимо отметить, что природа г. Норильска уникальна в своем плане – суровая зима, кратковременное лето, прекрасные, но труднодоступные природные места, развитая промышленность, влияющая на экологию региона и т.д. Организация взаимодействия детей с достопримечательностями и особенностями природы родного края г. Норильска и Красноярского края должно занимать важное место в образовательном процессе ДОО.

Соблюдение принципа регионоведения (природные и экологические особенности территории) будет важной рекомендацией направленной на развитие интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста. Соблюдение принципа регионоведения будет заключаться в рекомендациях по реализации мероприятий по знакомству с природными и экологическими особенностями территории г. Норильска Красноярского края.

Рекомендуется организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со следующими объектами природы родного края:

  1. Путоранский заповедникприродная достопримечательность Норильска, признана Юнеско частью всемирного природного наследия человечества. Сотрудники заповедника помогут организовать пешие, водные, лыжные походы различной категории сложности. Территория заповедника состоит из таежных, лесотундровых, пустынно-арктических участков, расположенных на Северо-Западе Среднесибирского плоскогорья. В природоохранной зоне много живописных древних озер тектонического происхождения и восхитительных водопадов. Высота пиков горных плато местами достигает 1500 м. Природа здесь девственна, а экосистемы практически первозданны. Можно организовать встречу с коренными народами – насладиться истинным гостеприимством людей севера.
  2. Красные камни – живописное ущелье которое проходит между двумя вершинами горного массива Хараелах. Стены каньона невероятно живописны и опоясывают озерцо с кристально чистой водой. Водоем наполняется из речушки, двумя каскадами водопадов, ниспадающих с вершины скалы. Название ущелье получило от цвета породы камней, которые имеют ярко выраженный красно-коричневый оттенок. От этого антураж несколько напоминает марсианские панорамы. Дошкольники с большим интересом посещают данное ущелье и знакомятся с красотой родной природы.
  3. Музей истории норильского промрайона. В музее проводятся специально организованные экскурсии. Экскурсии проводит экскурсовод с учетом возраста туристов. Детям дошкольного возрасте представляется информация об освоении российской Арктики, строительстве Норильска и его достопримечательностях. Музей располагает интересными коллекциями минералов, археологических и палеонтологических артефактов. Весьма впечатляют детей дошкольного возраста залы этнографического раздела экспозиции, рассказывающие о культуре и быте коренных жителей Таймыра.
  4. Рекомендуется воспользоваться тематическими экскурсионными маршрутами для ознакомления с природой региона, которые предлагает «Музей Норильска»:

– экскурсию по экспозиции «Территория» Музей Норильска – знакомство с флорой и фауной полуострова Таймыр;

– автобусную экскурсию по маршруту «Центральный район г. Норильск – район Талнах с заездом на территорию профилактория Валек, где на территории содержатся два бурые медведи;

– тематическую экскурсию «Обитатели Таймырских заповедников» в Талнахском филиале Музея Норильска с рассказом о заповедных территориях полуострова и их обитателях;

– пешеходную экскурсию с посещением ближайшего к городу водопада «Красные камни». Природный объект расположен у отрогов гор Хараелах, являющихся в свою очередь отрогами плато Путорана.

Для успешного развития развитие интереса к природе родного края рекомендуется создавать ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края.

«Провокационные» ситуации заранее запланированные и подготовленные стимулируют интерес дошкольников к деятельности. Провокация создает пространство для исследования, для познания незнакомого, для проявления любопытства (Что это там?), любознательности (Как это происходит, как устроено?») и конечно интереса «Я хочу это знать».

Для возникновения «провокационных» ситуаций, рекомендуется использовать мнемотехнику – совокупность приемов и методов, направленных проявление интереса у детей, тренировку познавательных процессов (восприятие, память, внимание, речь и др.) которые помогают осознать и запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального, чувственного представлений.

Мнемотехника реализуется посредствам использования мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы направленных на постепенное усложнение материала. Мнемотехника позволяет представить детям определенную информацию о природе родного края: сезонных явлениях, животных, обитающих на территории региона и т.д.  Рассмотрим их.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией о предмете, явлении, действии, которые можно обозначить словом, словосочетанием или предложением, например, мнемоквадрат с изображением зимы, который ребенок анализирует, выделяет особенности, изображенные на мнемоквадрате – «Зима, идет снег, на улице зимой холодно».

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, представленные в мнемодорожки дети составляет историю из нескольких простых предложений, например, – «Наступила зима, выпало много снега, на улице холодно, много намело сугробов».

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, каждый квадрат содержит определенную информацию, на основе этих изображений составляется рассказ о зиме, например, – «У нас зима снежная, сильный мороз, мы одеваемся тепло и идем кормить птиц к кормушкам, которые расположены на деревьях. Потом будем играть в снежки и кататься на санках».

Для применения мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста нужно знать ее характерные особенности:

– мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

– мнемотехника основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями;

– мнемотехника в экологическом образовании дошкольников занимает особое место, т.к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов и явлений природы, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности;

– мнемотехника строится от простого к сложному – начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам;

– в мнемоквадратах, мнемодорожках и мнемотаблицах закладывается нужная информация в зависимости от темы изучения;

– мнемоквадрат – квадрат в котором представлено одно-два изображения;

– мнемодорожка – квадрат из четырех картинок;

– мнемотаблица – представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести необходимую информацию.

Рассмотрим пример составления мнемотаблиц на тему «Жизнь птиц в разное время года». Мнемотаблица «Весна» с изображениями: птицы прилетели, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. Мнемотаблица «Лето» с изображениями: поют песни, ловят насекомых, кормят птенцов, птенцы растут, учатся летать. Мнемотаблица «Осень» с изображениями: птенцы стали взрослыми, сами добывают корм, готовятся к отлету собираясь в стаи, улетают в теплые края.

В современном мире пользуются популярностью применение в образовательном процессе информационных технологий, поэтому использовать возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, интерактивные игры, презентации и др.) будет следующей рекомендаций для педагогов ДОО.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Ее преимущества:

– реализация намеченных планов по ознакомления детей с природой родного края без учета погодных условий;

– не покидая здания ДОО можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города;

– активная деятельность участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов), что направлено на развитие интереса у дошкольников;

– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Рекомендуется проводить виртуальные экскурсии несколько видов: фото-путешествие, слайд-шоу, видео-экскурсия. Информация для подготовки виртуальных экскурсий берется из достоверных источников (реальные музеи, глобальная сеть, интернет библиотеки и др.).

В процессе подготовки виртуальной экскурсии рекомендуется соблюдать следующие моменты:

  1. Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.
  2. Проведение виртуальной экскурсии надо начинать со вступительной беседы с детьми, где представляются цели и задачи экскурсии. В процессе проведения виртуальной экскурсии, для активизации деятельности детей использовать прием постановки проблемных вопросов по содержанию экскурсии.
  3. Составлять текст виртуальной экскурсии нужно с соблюдением следующих требований: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, правильное название предметов, объектов, явлений природы родного края.
  4. Заканчивать виртуальную экскурсию необходимо итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаются, систематизируются полученные представления о природе родного края.

Виртуальные экскурсии помогают перенести дошкольников в те места, которые они не могут посетить, например, жерло вулкана, топкие болота, глубины океана, вершины гор и др.

Интерактивные игры могут создаваться самими педагогами на разную тематику, например, знакомство с правилами поведения в природе используются игры: «Потуши костер», «Собери мусор», «Что нельзя делать в лесу», формирование представлений о природе родного края: «Кто живет в наших лесах», «Узнай по звуку», «Птицы, зимующие в наших краях» и др.

Интерактивные игры с применением мультимедиа технологии (презентаций) – это специальная форма организации познавательной деятельности дошкольников, в которой познавательная деятельность детей организована таким образом, что практически все дошкольники участвуют в процессе познания, имеют возможность осваивать предложенный материал и вносить свой особый индивидуальный вклад путем обмена знаниями, идеями, способами деятельности, что направлено на развитие интереса у детей. Например, в процессе интерактивной игры представляется рассказ педагога с иллюстрацией нового материала посредством презентации с иллюстрациями и звуковым сопровождением, что способствует развитию интереса у детей.

Презентации в PowerPoint — современный интерактивный способ представления и хранения информации который рекомендуется применять в ДОО. Презентации дают возможность дополнять и обновлять информацию, экономят пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяют создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях, что способствует накапливать, сохранять и презентовать информацию о природе родного края для детей дошкольного возраста. Некоторая информация о растениях природы Красноярского края рекомендованная к использованию в ДОО представлена в приложении 3.

В ДОО рекомендуется использовать презентации следующих видов:

  1. Информационная презентация, которая направлена на передачу справочной информации, содержащейся в тезисах, таблицах, графиках, схемах, например, для ознакомления с природой родного края детям можно схематично представить смену времен года.
  2. Презентация-сопровождение содержит мало текста, много фотоматериалов, схем или алгоритмов. Основной текст проговаривается педагогом, а презентация служит наглядной визуализацией слов.
  3. Презентация-отчёт, где акцент делается на результативность уже проделанной работы.

Об эффективности использования презентаций для развития интереса у детей к природе родного края говорят следующие позитивные факторы:

– дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

– у детей повышается мотивация к получению новых представлений о природе родного края за счет мультимедийных эффектов (красочность, движение, звук);

– возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде (маленький муравей, распускающийся цветок, красота снежинки и др.);

– использование разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их интереса;

Таким образом, реализация таких методических рекомендаций как: соблюдение принципа регионоведения (природные и экологические особенности территории); создание ситуации «провоцирующие» детей к поиску информации об объектах природы родного края, учитывая индивидуальные потребности; использование возможности цифровых технологий (виртуальные экскурсии, презентации) будут способствовать развитию интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь