«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»

0
1908

Лубинец Дарья Александровна

старший воспитатель

МДОУ ДС Водник

г. Краснослободск

 

 

 

Рекламное сообщение     

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения»

Консультация-практикум для педагогов

 

Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми “Лэпбук”, направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления лэпбука.

 

Задачи:                                                                                                               

  1. Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста. 2. повысить уровень мастерства педагогов.

 

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

 

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Зачем нужен лэпбук?:

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. 2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.                                              3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.                                                             

 

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской  деятельности взрослого с детьми:

– включенность воспитателя наравне с детьми,

– добровольное присоединение детей к деятельности,

– свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

– открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

 

Создание лэпбука содержит этапы:

  1. Начинаем мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.

Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

При создании лепбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
  • долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
  1. План.

После того, как выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (Что вы хотите в этой папке рассказать) Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной  теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука,  должно отражать материал по всем пяти направлениям.  Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

 

 

  1. Создание макета и оформление.

После составленного плана можно приступать к  рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.

После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание  ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

 

Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. Их очень просто сделать из плотной бумаги. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой и украшаем по своему усмотрению. Например, зимнюю папку можно украсить снежинками.                                                                                           

Сейчас, согласно схеме и плану изготовления лэпбука, предлагаю вам приступить к его изготовлению.                                                                            

Берем заготовку, по контуру вырезаем её. По пунктирным линиям складываем, а сплошные лини отрезаем. По краям швов пройдите пальцами, чтобы при сгибах не было неровностей, чтобы карман был красивый и аккуратный. Берем клей.

Чтобы привлечь внимание детей, сама книга и ее оформление должно быть красочным, интересным и привлекательным. Только в этом случае она будет выполнять свою познавательно-развивающую функцию. Стихи, загадки, приметы, расположенные в красочных кармашках, периодически будут обновляться – это обеспечит совместную деятельность педагога с детьми, поддержит интерес детей и расширит представления по теме.

Игры «Сложи картинку» и «Расскажи по картине» также привлекают внимание детей дизайном конвертика, который открывается и закрывается, не дает деталям разрезных картинок выпасть и потеряться. Книжка-раскладушка «Отгадай-ка» содержит ребусы осенних предметов по типу недорисованных фигур, также дает возможность развитию мелкой моторики во время складывания и раскладывания книжки.

Кармашек для раскрасок небольшого размера, их можно обновлять по мере необходимости, можно попросить родителей принести раскраски. Кармашек «Подвижные игры» является своеобразной картотекой игр, которые разучиваются и играются на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в свободной и совместной деятельности.

 

Напомню, что работа по созданию лэпбука больше направлена на активизацию деятельности детей и их родителей, поэтому интерактивная книга может изготавливаться не только самостоятельно педагогом, а с детьми и родителями.

Предлагаю обсудить, как могут родители помочь в создании лэпбука? Какие формы работы с родителями можно использовать в работе по созданию лепбука?

(Мнения и предложения педагогов, обсуждение эффективности форм работы с родителями по созданию лэпбука)

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку:

  1. организационную (экскурсии, походы);
  2. техническую (фото, видео);
  3. информационную (сбор информации для лэпбука);
  4. мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Результатом использования данного пособия является:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть  социальная направленность.
  • Дети  учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться.
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
  • Расширение представлений детей об окружающем мире.
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь