Рамазанова Сефият Сиражутдиновна
Мальцева Юлия Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
город Старый Оскол Белгородская область
материал принимает участие в Межрегиональном научно-практическом семинаре «КОСМОС – ПРОФЕССИЯ СМЕЛЫХ, ИЛИ КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ»
название – КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – Примерный сценарий сюжетно-ролевой игры
2 секция – Космос как игра: организация сюжетно-ролевых, творческих, тематических игр дошкольников
Цель игры: расширить знания старших дошкольников о космосе, планетах Солнечной системы, о работе человека во время космического путешествия.
Задачи: систематизировать и обогатить знания дошкольников о Космосе и планетах Солнечной системы; обогатить словарь дошкольников новыми словами; развивать конструктивные способности дошкольников в создании постройки по чертежу; создавать и обогащать игровую обстановку по своему творческому замыслу; воспитывать любознательность и стремление к поисковой деятельности.
Оборудование: набор строительных блоков, бизиборд с пультом управления, чертеж космического корабля, силуэты планет Солнечной системы, магнитная доска, аудио и видеозаписи, картинки по космической тематике, космические шлемы и костюмы, набор тюбиков для питания по количеству детей, инструменты для ремонта корабля, медицинский набор, значки с космической символикой, муляж микрофона.
Ход игры
- Мотивационно-побудительный этап. Воспитатель приносит в группу шлем космонавта: «Ребята, я недавно побывала на выставке, посвященной космонавтике и увидела в игровой палатке этот шлем космонавта и решила его купить для нашей сюжетно-ролевой игры». Дети рассматривают шлем и предлагают поиграть в «Космическое путешествие».
- Организационно-поисковый этап. Воспитатель: Для игры нам нужно все подготовить. А что мы будем готовить?
Ответы детей: космический корабль, питание, скафандры, шлемы.
Воспитатель: люди, каких профессий потребуются в полете? Давайте распределим обязанности в команде космонавтов.
Дети предлагают распределить обязанности с помощью жеребьевки. Дошкольники под руководством командира строят космический корабль по чертежу и подготавливают свой инструментарий для работы в космосе. Воспитатель предлагает себя в качестве инструктора полета и остается на Земле для связи. Командир кораблю объявляет о готовности команды и подает сигнал к запуску корабля. Звучит шум двигателей, затем космическая музыка. Штурман сообщает о полете, о тех местах, которые корабль пролетает.
На магнитной доске появляется изображение Земли.
Воспитатель: посмотрите в иллюминаторы! Вы покинули нашу планету! Посмотрите на нее из Космоса, какая она красивая! Сколько на ней морей и океанов, сколько лесов и полей, степей и гор. А что вы видите?
Звучит запись голоса: «Я – Земля! Я своих провожаю питомцев: сыновей, дочерей! Долетайте до самого Солнца, и домой возвращайтесь скорей!» Дети машут руками Земле.
Воспитатель: А сколько всего планет в Солнечной системе? (ответы детей, они перечисляют все планеты и рассказывают все, что знают).
Воспитатель: А мы можем лететь к Солнцу? (ответы детей, они объясняют, что Солнце – это огромный огненный шар).
Штурман: полет нормальный. Пролетаем над планетой Венера!
А что вы знаете о планете Венера? (ответы детей, они объясняют, что Венера – соседняя с нашей планетой, она яркая и видна даже днем без телескопа, поэтому ее еще называют Утренней звездой).
Вдруг космическую музыку прерывают тревожные сигналы, радист сообщает, что на планете Марс потерпел аварию космический корабль. Им нужна наша помощь!
Командир корабля отдает приказ пилоту направить космический корабль к Марсу. Дети совершают посадку на планете Марс и отправляются на поиски корабля. В приемной дети находят поломанный корабль и 2 космонавтов (дети из другой группы). Команда инженеров – ремонтников чинит корабль, а врач и медсестра осматривают космонавтов на предмет здоровья. В это время остальные члены экипажа приготавливают «космическую еду». После завершения ремонтных работ все вместе обедают из тюбиков Фруто-няня. Корабли отправляются каждый по своему маршруту.
Штурман объявляет: «Корабль летит к самой маленькой и холодной планете Плутон!» На магнитной доске появляется силуэт планеты.
Воспитатель проводит радиосвязь с космическим кораблем:
Как проходит ваш полет? К какой планете вы летите? Что вы знаете о ней?
Корабль делает остановку на планете Плутон. Дети представляют себе сильный мороз. Пока ученые берут пробы грунта планеты, остальные греются и делают согревающую физкультуру под руководством врача и медсестры.
Все садятся в корабль и отправляются домой на Землю. Звучит космическая музыка.
Дети пролетают мимо планет Нептун, Сатурн, Юпитер. На экране появляется видеосюжет об этих планетах. Приземление. Детей встречает репортер и берет интервью у участников полета.
- Рефлексивный этап. Репортер задает вопросы, которые и являются рефлексией: как проходил ваш полет? Какие планеты вы посетили? На каких планетах вам не удалось побывать? Почему так холодно на планете Плутон?
Почему вы не полетели к Солнцу? Будете ли вы еще совершать полеты в Космос?
Репортер дарит всем членам экипажа памятные значки ко дню космонавтики.
4.Подведение итогов. Воспитатель предлагает дошкольникам дидактическую игру «Построй макет Солнечной системы» (на магнитной доске расположить планеты вокруг Солнца). Все вместе, помогая друг другу, дети выполняют задание.
Воспитатель: в следующий наш полет мы посетим остальные планеты. Согласны? Окончание игры.