Шмакова Алла Владимировна,
воспитатель
МБДОУ ДС№44 «Золушка»
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения.
Развитием логического мышления можно и нужно заниматься даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны.
Из чего складывается логическое мышление?
Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ – в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Развитию логического мышления у детей способствуют логические игры математического содержания. Они воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
В дошкольном образовательном учреждении существует множество настольно-печатных, дидактических игр и пособий, направленных на развитие логического мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Но родителям важно понимать, что именно домашняя обстановка помогает ребенку наиболее полно раскрепоститься. Именно дома он может закрепить знания, полученные в детском саду.
Многие логические задачи и упражнения настолько просты, что у родителей есть прекрасная возможность использовать их дома в процессе общения с детьми.
Логические задачи
- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
- Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
- Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол, – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то родители могут помочь ему сделать выводы уже из условия задачи: прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. К концу условия задачи ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Развитию логического мышления способствуют и обычные загадки, созданные народной мудростью:
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Очень веселым и увлекательным может стать отгадывание небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В школу чуть не опоздал.
Обещала мама завтра
Подарить мне динозавра!
На него верхом я сяду,
Позавидуют ребята!
Слон гуляет в облаках,
Месяц топчется в песках,
Звёзды катятся гурьбою
По тропинке на коньках.
Логические игры
Назови одним словом.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Найди лишнее слово.
Прочитайте ребенку несколько слов. Спросите, какое слово является «лишним».
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Все эти увлекательные занятия не займут у вас много времени, их можно совместить с прогулкой или домашними делами. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
Таким образом, еще в раннем возрасте можно оказать значимое влияние на развитие логического мышления дошкольника.
Материал прислан на региональный очный конкурс «Веселая логика»
Понравилась конкурсная работа?
Не забудьте нажать кнопочки соцсетей
и оставить комментарий!!!
Спасибо за интересную консультацию!