ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

0
414

Эрденко Маргарита Ивановна
Маклакова Ирина Владимировна
Перцева Светлана Петровна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Современный образовательный процесс бывает настолько организован, что для игры у ребёнка остаётся недостаточно времени. А ведь именно в игре дети активно размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор, развивают речь. Тот ребёнок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому речь педагога должна быть образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества. И помогает нам в этом – детский фольклор. Он имеет большое значение в развитии ребёнка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особенное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В нашей работе детский фольклор мы используем в разных видах деятельности:

  • – в обучении правильному произношению;
  • – в приобщении детей к русской национальной культуре;
  • – в непосредственно образовательной деятельности;
  • – в беседах;
  • – в наблюдениях;
  • – в народных подвижных играх;
  • – в играх на развитие мелкой моторики;
  • – в театрализованной деятельности;
  • – в инсценировках.

Отдельно хотелось бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

материалы в печатный сборник 

Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используем припевочку:

Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для педагогов, такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых мы используем детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат, (Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)
Все каши просят,
Все криком кричат. (Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)
Акулька – в люльке,
Алёнка – в пелёнке,
Аринка – в перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке. (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, мы учим их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку – бух! Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место отводим шуткам, веселью. Для этого применяем докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

– Здорово, кума!
– На рынке была.
– Никак, ты, кума, глуха?
– купила курицу да петуха!
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.

На материале детского фольклора составляем тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.  Например, игра-инсценировка «Теремок», которую дети разыграли, как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и неудачи. В таких случаях дети учатся более доброжелательно относиться друг к другу.

Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения имеют большое значение, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонаци­онно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использо­вать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характе­ристику.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь