Черникова Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
Ермакова Наталья Анатольевна
Попова Кристина Александровна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
г. Старый Оскол
И НАД РОССИЙСКОЮ ЗЕМЛЕЮ
КРЕСТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОССИЯЛ
конспект занятия
Цель: Формирование интереса дошкольников к истории России.
Задачи:
- Способствовать проявлению интереса к историческим событиям нашей страны.
- Развивать познавательные способности; активизировать в речи слова-понятия: предки, славяне, идолы, дружина, князь.
- Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к своей вере.
Материал к занятию:
- Иллюстрации о князе Владимире,
- запись песни о Родине священника И.Литвак,
- мультимедийная установка,
- презентация «Лента времени»,
- карточки к дидактической игре «Найди пару»,
- раздаточный материал для художественно-продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
беседа, чтение детской литературы: сказок, былин, рассказы из серии «Святые» просмотр видеосюжетов о Крещение Руси; рассматривание иллюстраций памятников, посвящённых князю Владимиру.
Ход занятия:
Звучит «Песня о Родине» в исполнении автора И. Литвак
Педагог: Вы догадались, о чём пойдёт речь на занятии? (ответы детей)
Да, о нашей Родине.
Педагог: А вы знаете, как раньше называли нашу страну?
Дети: Русь.
Педагог: А людей, которые жили на Руси?
Дети: Русичи.
Педагог: Дети, откуда мы, современные люди, можем узнать о тех событиях, которые происходили прежде?
Дети: (дети размышляют, отвечают)
Педагог: Правильно, такую информацию можно найти в Интернете, прочитать в энциклопедии, об этом можно расспросить у старших, посмотреть исторический фильм.
Педагог: А сегодня мы воспользуемся «Лентой времени», которую нам подарили сказочные путешественники. Предлагаю вместе с русским богатырем совершить путешествие в Древнюю Русь. (Входит Богатырь – взрослый)
Богатырь: Собирайтесь, люди добрые, скоро отправляемся! (трубит в рожок)
(дети устраиваются возле Богатыря, тихо звучит русская народная музыка, рассказ, сопровождается показом презентации «Лента времени»)
В те стародавние времена славяне селились вблизи рек и лесов. Простые люди жили в деревянных домах. Князья и богатые люди строили большие дворцы – терема и хоромы. Чтобы прокормить большую семью, славяне занимались охотой, рыбной ловлей и земледелием.
Педагог: В те времена люди не знали о том, что всю природу создал Господь Бог и, что Он имеет над нею власть. Они не могли объяснить многие явления природы, страшились грома, молнии, воды, солнца. Поэтому верили в их силу, делали себе богов-идолов из камня, дерева и даже золота. Славяне поклонялись этим богам и приносили им в дар жертвы. Посмотрите внимательно на иллюстрации, есть ли храмы в деревнях и городах Древней Руси? Есть ли изображения креста?
(ответы детей).
Христианская религия в других странах появилась уже давно, но Русь приняла эту религию значительно позже – во время правления великого князя киевского Владимира. Князь тоже не сразу выбрал веру.
Богатырь: Но был он храбрым воином и славился военными походами. О богатырской силе и подвигах его дружины русский народ слагал сказки и былины. Ему несли службу все русские богатыри. Скажите, каких богатырей вы знаете? (ответы) Сейчас богатырями будете вы.
(Богатырь проводит с детьми физкультминутку)
Богатырь он вот каков:
Он – силён.
Он – здоров.
На заставе он стоит
Зорко-зорко вдаль глядит.
Он из лука стрелял.
Метко палицу бросал.
Подрастём и мы, смотри
Станем как богатыри!
Педагог: А теперь, ребятки,
Отгадайте богатырские загадки:
- Рубашки такой в магазинах нет –
Была она раньше, как бронежилет (кольчуга.)
- Эта – дубина. С шипами голова,
Боевая, ударная, что? (булава)
- Он нужен богатырю в бою,
Постоять за честь свою.
Нужен он как шлем, как меч.
На поле боя, чтоб не лечь (щит).
- Кто поможет в бою
Нашему богатырю?
Быстрый как огонь,
Верный друг его (конь).
Игра «Найди пару»
(На магнитной доске расположены карточки с изображением щитов богатырей. Щиты отличаются цветом и украшены разными узорами. Детям предлагается найти два одинаковых.)
Богатырь: Молодцы, дети, все справились с этим заданием. Но, вернемся к «Ленте времени».
Педагог: Князь Владимир устраивал на княжеском дворе беседы о вере. Он часто слушал рассказы о том, как живут другие народы, чем занимаются, каким поклоняются богам. Он понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева и начал искать новую правильную веру для себя и своего народа.
Богатырь: Из дальних стран приходили в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их веру. Больше всего Владимиру понравилось христианство. Его посланцы, вернувшись из Византии, рассказали, что ничего лучше веры православной не нашли, священники в храме призывают от имени Бога не делать другому того, чего не желаешь себе
Педагог: Сам князь Владимир крестился в Византии и женился на греческой царевне Анне. Когда радостный князь вернулся на родину, он обратил в христианскую веру русский народ. Владимир приказал гонцам созывать всех жителей на берег Днепра и в его водах их крестили. И стали они – христианами. Деревянные идолы и статуи языческих богов были уничтожены.
Богатырь: Правил когда-то Русью языческий гордый князь Владимир. Пугал он людей своей жестокостью, силой. Многие думали, что крестился Владимир для того, чтобы породниться с византийскими императорами.
Педагог: Но получилось иначе. Владимир принял православную веру всей душой. И близкие люди видели, что он даже лицом переменился, стал милосердным человеком. А что значит – милосердный человек? Какими добродетелями вы украсите душу?
Интерактивная игра «Наполни сердце добротой»
Педагог: При князе Владимире по всему государству стали строиться первые церкви и храмы. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами. Он заботился об обороне Русской земли и заселял крепости лучшими защитниками.
Богатырь: Народ любил своего князя и прозвал его Красное солнышко. Как вы думаете почему? (Высказывания детей).
Педагог: Да, князь много доброго сделал для людей; он защищал свою землю, князь Владимир сам изменился и своим примером призывал к святости целый народ; теперь многие русские люди крещены и ходят в храмы. А для чего нужен крест? (Крест – наше оружие, защита). Недаром Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых и назвала Равноапостольным.
Богатырь: Вот и закончилось наше путешествие в Киевскую Русь. До новых встреч, друзья! (Богатырь уходит).
Педагог: Прошли года… Благодарные россияне не забыли князя Владимира. Во имя его называют храмы, устанавливают памятники. Такой памятник есть и в городе Белгород. В правой руке князь держит крест, благословляя землю Русскую.
Педагог: А теперь подойдите к столам, там вы найдете всё необходимое для аппликации. Я предлагаю украсить храмы и подарить их своим родным и друзьям.
(Дети украшают изображения храмов стразами, блёстками, недостающими элементами, любуются полученным результатом.)
Итог: Что вам понравилось? Что нового узнали? О чём расскажете друзьям, родителям?
Материал получил 90% уникальность