Крынина Галина Ивановна
Мельникова Олеся Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
Г. Старый Оскол
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
В условиях современного общества, требований к организации образовательного процесса, доступности, повышения качества образования, становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
При организации образовательной деятельности детей мы неоднократно сталкивались с проблемой ограниченных возможностей подачи и демонстрации учебных материалов в рамках непосредственно образовательной деятельности, возможности всестороннего и наглядного разнообразия информации, расширения кругозора детей. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране, отсутствием возможностей для непосредственного участия или посещения социально значимых мест и культурных объектов за пределами детского сада, города, для нaс стало актуальным использование одной из эффективных форм обучения – виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Они не имеют границ и не подвержены влиянию погодных условий. Во время путешествия вы можете приблизить или отдалить объект, оглядеться по сторонам, рассмотреть отдельные детали интерьера, обойти весь музей изнутри, осмотреть его снаружи. Виртуальная экскурсия дает детям возможность познакомиться с вещами, которые невозможны при обычном посещении, например, с работой пожарных во время пожара.
Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки. Педагог должен обладать знаниями в области создания презентаций, видеофильмов. Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно – тематического планирования. Воплощая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, составляется определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата:
- – выбор темы;
- – определение цели и задач экскурсии;
- – отбор литературы и составление библиографии;
- – отбор и изучение экскурсионных объектов;
- – подборка фотографий, иллюстраций, составление маршрута экскурсии;
- – подготовка текста экскурсии;
- – показ экскурсии.
Во время подготовки экскурсии мы активно проводим подготовительную работу с родителями. Мы обсуждаем с родителями содержание поездки, решаем, какие видео-, аудио- и фотоматериалы они могут предоставить для этого вида деятельности. В результате создается видеотека из личных семейных видео и фотографий. На основе полученного материала мы создаем маршрут экскурсии, подготавливаем текст экскурсии.
Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом, как самостоятельное образовательное мероприятие, быть его частью или являться самостоятельным проектом.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволило использование музыкального сопровождения, художественных образов.
Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.
В своей работе проводим экскурсии 2-х видов:
- – фотопутешествие. Составляющими данной экскурсии – это фотографии, репродукции картин, звуковые файлы, анимация. Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- – видео-экскурсия. Составляющими данной экскурсии – это видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐ исследовательской деятельности.
Таким образом, активное использование технологии «виртуальная экскурсия» активизирует развитие познавательного интереса, интеллектуальной и творческой активности, а также любознательности. Данная форма работы способствует полноценному развитию дошкольников, преодолению их интеллектуальной пассивности, обогащению их социального опыта в процессе их умственной деятельности, а также позволяет использовать этот опыт в некоторых видах деятельности. Все это способствует улучшению успеваемости детей в определенных областях, развитию их ключевых компетентностей.