Пензева Татьяна Владимировна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка
детский сад № 12
г. Шебекино Белгородской области»
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки от своих родителей. Поэтому важным в работе педагогов будет использование устного народного творчества.
Замечено, что ребенок с раннего возраста эмоционально откликается на потешки, колыбельные и другие художественные тексты. Это обусловлено возрастными особенностями детей раннего возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.
Известно, что произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого развития. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни нахождения ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не умеет общаться с другими детьми и взрослыми. В это время педагогу целесообразно применять потешки, которые помогут установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю.
Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка. Работу в этом направлении будет эффективной в играх, в режимных моментах в течение дня. Нужно помнить, что словарный запас у детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно, поэтому при подборе потешек, песенок, колыбельных и т.д. необходимо учитывать их возрастные особенности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений.