«Организация предметно-пространственной развивающей среды «Бисеринки поколений» для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного развития»
.
О. Н. Гуляева, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»
Аннотация: в статье анализируется опыт работы по использованию организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС, обусловленным требованиями и созданиями условия для реализации образовательного и воспитательного потенциала разных поколений села Туора-Кюель с учетом возможностей современных детей и запросов родителей, особенностями построения
Ключевые слова: ФГОС ДО, игра, развивающая предметно пространственная среда, дошкольники, предметно-развивающая среда, социально-коммуникативное развитие.
Цель:Создать современную предметно – игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.
Актуальность проекта:
Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей как можно раньше читать, писать, считать, происходит натаскивание забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать и воспитывать. Игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. В игре совместной игровой деятельности ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми, формируются социально значимые нормы поведения. И более всего этому способствует сюжетно-ролевая игра.
Новизна:Создание условия для реализации образовательного и воспитательного потенциала разных поколений села Туора-Кюель с учетом возможностей современных детей и запросов родителей.
Задачи:
- •Изучение и анализ научно – методической литературы по данной теме;
- •Заключение договоров с учреждениями, общественными организациями с народными мастерами села и социальными партнерами по внедрению;
- •Создание условий для предметно – пространственной развивающей среды (игровые центры) с учетом места, времени в режиме дня;
- •Создание материально – игровой базы: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заменители из бросового материала, которые дети используют во время сюжетно – ролевых игр;
- •Разработка рекомендаций для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста;
- •Выявление уровня сформированности игровых умений и социально- коммуникативных компетенций дошкольников
Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, соответствующую особенностям педагогического процесса и учета регионального компонента и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной национальной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования.
Практическая значимость
Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды группы. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 5 лет (май 2014 года – май 2018 года).
Ожидаемый результат
-Сформированность социально-активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста;
-Овладение детьми социально-значимыми нормами поведения в обществе;
-Формирование умений получать; принимать самостоятельные решения; предвидеть последствия чужих ошибок, учиться на своих; брать на себя ответственность за совершаемые поступки, ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности. Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. Наша задача педагогов – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей.
При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Стараемся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и делаем пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Умело созданная нами предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Наше село известно своими олонхосутами, сказителями, мастерами по дереву, талантливыми мастерицами, умеющими создавать из бересты, из бисера немыслимой красоты вещи. И все это таится в наших детях, в них генетически заложены творческие таланты. А талантливый человек талантлив во всем. И наша цель – сохранить эту бесценную связь поколений, не дать засохнуть росткам красоты, труда, творчества, интеллекта в наших детях.
Этапы реализации проекта
I этап – организационный (май-сентябрь 2014 уч. г.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений улуса. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.
II этап – реализация проекта (2014 – 2016 гг.)
Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом регионального компонента детского сада.
Пути реализации:
- • Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством посещений семинаров, курсов.
- • Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом регионального компонента детского сада.
- • Модернизация среды группы.
- • Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
- • Сотрудничество с родителями.
- • Планирование работы по проекту с внесением коррективов.
- • Анализ и контроль деятельности;
- • Сбор, накопление материала
- • Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ».
- • Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований. Изготовление макетов по темам.
Пошив формы и одежды для сюжетно-ролевых игр;
- -пожарник
- -врач
- -продавец
- -парикмахер
- -полицейский
- -сотрудник МЧС
- -сотрудник ДПС
- -строитель
- -кузнец
- -врач скорой помощи
- -солдат
- -матрос
- -капитан
- -таксист
- -повар
- -сарафаны
- -фартуки
Создание настольных макетов на тему:
- ü«Мир насекомых»,
- ü«Подводный мир»,
- ü«Африка»,
- ü«Мир динозавров»,
- ü«Север»,
- ü«Дикие животные в тайге»
- ü«Ферма»
- ü«Арктика»
- ü«Космос»
- ü«Город»
- ü«Пожарный уголок»
- ü«Пресмыкающиеся»
- ü«Домашние животные»
- ü«Паутина»
Создание и оборудование центров:
- - экологии и природы;
- – центр двигательной активности;
- – центр речевого развития;
- -музыкально-театральный;
- -сюжетно – ролевых игр;
- – сенсорного и математического развития;
- – настольно – печатных игр;
- – центр художественно-эстетического развития;
- -экспериментирования и познания;
- -для мальчиков;
III этап – завершающий (2017-2018 г г.)
Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.
Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;
• Проведение конкурса детских работ на тему «Моя новая группа».
• Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
• Презентация проекта.
Список использованной литературы:
1. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
2.Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. – М.: Сфера.
3.Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007
4.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
5.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. – СПб., 2007.
6.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
7.Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
автор gulyaeva_ON