Бисеринки поколений

0
87

«Организация предметно-пространственной развивающей среды «Бисеринки поколений» для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного развития»

.

О. Н. Гуляева, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»

Аннотация: в статье анализируется опыт работы по использованию организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС, обусловленным требованиями и созданиями условия для реализации образовательного и воспитательного потенциала разных поколений села Туора-Кюель с учетом возможностей современных детей и запросов родителей, особенностями построения

Ключевые слова: ФГОС ДО, игра, развивающая предметно пространственная среда, дошкольники, предметно-развивающая среда, социально-коммуникативное развитие.

Цель:Создать современную предметно — игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.

Актуальность проекта:

Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей как можно раньше читать, писать, считать, происходит натаскивание забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника — игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать и воспитывать. Игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. В игре совместной игровой деятельности ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми, формируются социально значимые нормы поведения. И более всего этому способствует сюжетно-ролевая игра.

Новизна:Создание условия для реализации образовательного и воспитательного потенциала разных поколений села Туора-Кюель с учетом возможностей современных детей и запросов родителей.

Задачи:

  1. ​•Изучение и анализ научно – методической литературы по данной теме;
  2. •Заключение договоров с учреждениями, общественными организациями с народными мастерами села и социальными партнерами по внедрению;
  3. •Создание условий для предметно – пространственной развивающей среды (игровые центры) с учетом места, времени в режиме дня;
  4. •Создание материально – игровой базы: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заменители из бросового материала, которые дети используют во время сюжетно – ролевых игр;
  5. •Разработка рекомендаций для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста;
  6. •Выявление уровня сформированности игровых умений и социально- коммуникативных компетенций дошкольников

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, соответствующую особенностям педагогического процесса и учета регионального компонента и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной национальной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования.

Практическая значимость

Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды группы. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 5 лет (май 2014 года – май 2018 года).

Ожидаемый результат

-Сформированность социально-активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста;

-Овладение детьми социально-значимыми нормами поведения в обществе;

-Формирование умений получать; принимать самостоятельные решения; предвидеть последствия чужих ошибок, учиться на своих; брать на себя ответственность за совершаемые поступки, ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности. Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.

Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. Наша задача педагогов — создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей.

При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Стараемся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и делаем пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Умело созданная нами предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Наше село известно своими олонхосутами, сказителями, мастерами по дереву, талантливыми мастерицами, умеющими создавать из бересты, из бисера немыслимой красоты вещи. И все это таится в наших детях, в них генетически заложены творческие таланты. А талантливый человек талантлив во всем. И наша цель – сохранить эту бесценную связь поколений, не дать засохнуть росткам красоты, труда, творчества, интеллекта в наших детях.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (май-сентябрь 2014 уч. г.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений улуса. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

II этап – реализация проекта (2014 – 2016 гг.)

Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом регионального компонента детского сада.

Пути реализации:

  1. ​• Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством посещений семинаров, курсов.
  2. • Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом регионального компонента детского сада.
  3. • Модернизация среды группы.
  4. • Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
  5. • Сотрудничество с родителями.
  6. • Планирование работы по проекту с внесением коррективов.
  7. • Анализ и контроль деятельности;
  8. • Сбор, накопление материала
  9. • Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ».
  10. • Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований. Изготовление макетов по темам.

Пошив формы и одежды для сюжетно-ролевых игр;

  • ​-пожарник
  • -врач
  • -продавец
  • -парикмахер
  • -полицейский
  • -сотрудник МЧС
  • -сотрудник ДПС
  • -строитель
  • -кузнец
  • -врач скорой помощи
  • -солдат
  • -матрос
  • -капитан
  • -таксист
  • -повар
  • -сарафаны
  • -фартуки

Создание настольных макетов на тему:

  • ​ü«Мир насекомых»,
  • ü«Подводный мир»,
  • ü«Африка»,
  • ü«Мир динозавров»,
  • ü«Север»,
  • ü«Дикие животные в тайге»
  • ü«Ферма»
  • ü«Арктика»
  • ü«Космос»
  • ü«Город»
  • ü«Пожарный уголок»
  • ü«Пресмыкающиеся»
  • ü«Домашние животные»
  • ü«Паутина»

Создание и оборудование центров:

  • ​- экологии и природы;
  • — центр двигательной активности;
  • — центр речевого развития;
  • -музыкально-театральный;
  • -сюжетно — ролевых игр;
  • — сенсорного и математического развития;
  • — настольно — печатных игр;
  • — центр художественно-эстетического развития;
  • -экспериментирования и познания;
  • -для мальчиков;

III этап – завершающий (2017-2018 г г.)

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации: Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;

• Проведение конкурса детских работ на тему «Моя новая группа».

• Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

• Презентация проекта.

Список использованной литературы:

1. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

2.Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. — М.: Сфера.

3.Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007

4.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. — Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

5.Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. — СПб., 2007.

6.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003

7.Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

автор gulyaeva_ON

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь