Жанаева Эржен Дагбадоржиевна
Гоголева Альбина Валерьевна
воспитатели
МБДОУ Д/с № 5 «Радуга»
Республика Саха (Якутия), г. Якутск
БАНК
игровой проект
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросом финансовой грамотности уделяется мало внимания.
Мы знаем, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. А сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что актуальную проблему формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста целесообразно решить с использованием игровой деятельности. В связи с этим, был разработан краткосрочный игровой проект «Банк», который ориентирован на совместную деятельность педагога с ребенком и ребенка с родителями.
В своей работе использовали следующие методы и приемы.
- Беседа, обсуждение, дискуссия,
- Просмотр слайд-презентации, мультфильма,
- Коллекционирование
- Чтение художественной литературы,
- Игровые ситуации,
- Решение проблемных ситуаций,
- Рассматривание картин,
- Сюжетно-ролевая игра,
- Продуктивная деятельность,
- Экскурсия
Цель проекта: расширение экономического кругозора дошкольника, знаний детей о профессии банкира; формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
– Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у воспитанников.
– Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
– Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий» труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
– Развивать эмоциональную сферу воспитанников, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
– Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного
поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
– Разработка и внедрение совместного с банком проекта по формированию финансовой грамотности детей от 5 до7 лет с привлечением родителей.
– Создание необходимой пространственно – развивающей среды в ДОУ способствующей формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Участниками проекта явились педагоги. Дети и родители старшей группа «Фиалка». Мы ожидаем, что в конце краткосрочного проекта дети смогут:
– получить первичные знания о банке, как о финансовой организации;
– сформировать коммуникативные навыки;
– расширить игровые действия;
– научатся уметь слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
Реализация проекта проходила через разные виды деятельности: совместной организованной деятельности на тему: «Что такое банк?», «Банковские будни»; беседы «Зачем человеку деньги?», «Кто работает в банке?»; дидактические игры «Орудия труда банкира», «Деньги» и др.; чтение художественной литературы – Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Смирнова Т.В. «Дом в Обычном переулке», Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. «Путешествие в компании Белки и ее друзей»; художественная деятельность – изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк» (совместно с родителями).
Проект проходил в несколько этапов:
1 этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме проекта.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивные деятельность.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта.
В конце нашего краткосрочного проекта, который длился 1 месяц, наши дети:
- называют профессии, относящихся к работникам банка – банкир, управляющий банком, кассир, операционист, охранник, распорядитель в зале;
- имеют представление о банке, как о финансовой организации;
- различают профессию по существенным признакам;
- имеют представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделируют в игре отношения между людьми в банке.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом, экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Поэтому, нами запланированы и в дальнейшем будут реализованы так же, проекты краткосрочного и долгосрочного плана по другим направлениям формирования предпосылок финансовой грамотности у детей 5 -7 лет.