Программное содержание. Учить на слух определять звук [э] в ряду гласных. Познакомить с буквой Э.
Закреплять умение работать с обобщенным значением слов. Упражнять: в образовании прилагательных от существительных; в использовании пространственных предлогов. Развивать пространственную ориентировку.
Оборудование. Мультимедийная система, набор демонстрационных картинок, буквы.
Ход занятия. Дидактическая игра «Узнай звук». Определение ранее изученных гласных звуков [а], [у], [и] по форме губ в изолированном виде и в сочетаниях а, у, и, ау, аи, иу. Слайды №1-2.
Ушей нет, а слышит,
Рта нет, а кричит,
Ума нет, а все языки знает. (Эхо). Слайд №3.
— С какого звука начинается это слово? С этим звуком мы сегодня будем знакомиться. Произнесите звук [э], и посмотрите, как его произносят другие дети. Посмотрите в зеркало и расскажите, где находится язык.
— При произнесении звука [э] губы в улыбке, зубы видны и находятся на маленьком расстоянии, широкий кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята, воздух выходит плавно. Звук [э] – гласный, обозначается красным цветом. Слайд №4.
Дидактическая игра «Поймай песенку». Дети ловят звук [э] хлопками в ладоши. Звуки [а], [у], [и], [э], [и], [у], [э], [а], [э].
— У эхо есть удивительное свойство. Оно повторяет последний звук в словах. Слайд №5. Однажды козленок и ягненок гуляли и повстречали эхо. Слышат его, а видеть – не видят. Козленок кричит: «Мэ-мэ-мэ-мэ». А эхо отвечает…. (Дети: Э-э-э-э). Ягненок кричит: «Бэ-бэ-бэ-бэ». А эхо отвечает…. (Дети: Э-э-э-э). Как кричал козленок и ягненок? Как отвечало эхо? Слайд №6-7. Чьи это малыши козленок и ягненок? Какие это животные? Каких животных еще знаете?
Слайд №8-11. Дидактическая игра «Чье это?». Чей это хвост? Это лисий хвост.
— Вот буква Э. Почему она красная? Слайд №12-17. Придумайте слова на звук [э].
Дидактическая игра «Прятки». Найдите картинки всех животных (3шт. (в, на, за)) и птиц (2шт. (за, под,)), которые расположены в разных местах группы. Картинка с зайцем стоит на тумбочке.