Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021
Лаврова Светлана Ивановна
Данилова Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Мозаика»
г. Нового Оскола Белгородской области
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
конспект интегрированного занятия в старшей группе
по ознакомлению с окружающим миром
Интегрируется с образовательными областями: социально-коммуникативным развитием, речевым развитием, физическим развитием, художественно-эстетическим развитием.
Цель: формирование и закрепление знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
Знакомство детей с зимующей птицей свиристель. Закрепление умения распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, дятла, снегиря, свиристель по голосам. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость, желание помочь птицам пережить суровое зимнее время.
Оборудование: сундучок, вальс Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», запись голосов птиц, восковые мелки, плоскостное изображение птиц, мешочки, лист А3 с нарисованной кормушкой, проектор, фото свиристелей, альбом с загадками.
Ход занятия:
(Воспитатель подзывает к себе детей)
Поскорее встанем в круг, (Встают в круг)
Ты мой друг и я твой друг. (ладонь направляется на друга потом на себя)
Мы ногами топнем, топнем (Топают ногами)
Мы руками хлопнем, хлопнем, (Хлопают в ладоши)
А потом пойдём, пойдём
Друг друга за руки возьмём! (Идут по кругу)
Станем рядышком по кругу, (Останавливаются)
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся. (Улыбаются друг другу)
Воспитатель: Ребята, что это у нас здесь стоит!? (Обращает внимание детей на сундучок).
– Чей же это сундучок? Давайте присядем на ковер и попробуем открыть сундучок, вдруг там есть подсказка.
(Открывает крышку и звучит фрагмент вальса Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»)
Воспитатель: Слушайте внимательно. Я думаю, музыка вам подскажет кому принадлежит сундучок? (Это зима, падает снег, кружатся снежинки).
– А какие признаки зимы вы еще знаете? (Холодно, люди одеты тепло, звери поменяли свои шубки, медведь спит в берлоге)
– Куда же делись птицы? (Улетели в теплые края).
– Когда они к нам вернутся? (Весной)
– Как называют таких птиц? (Перелетные)
– А что с нами не одной птички зимовать не осталось? Назовите птиц, которые не улетели в тёплые края?
– Как таких птиц называют? (Зимующие)
– Ребята, смотрите, что еще есть в сундучке зимы
(Достает альбом с загадками)
– Давайте поиграем в игру «Отгадай и расскажи»
(Воспитатель читает загадку, дети отгадывают её. Затем вспоминают все, что знают об этой птице. Воспитатель дополняет ответы детей).
– Мы уже несколько дней с вами наблюдаем на прогулке, как к нашей рябинке прилетает целая стайка веселых птичек. Помните, мы даже фотографию с вами сделали.
(Выводит на экран проектора фото свиристелей и обращает внимание детей на неё.)
– Может быть, кто-то из вас знает, как называют этих птиц? (Свиристель. Если дети не знают, то называет птиц сама)
– Я предлагаю вам послушать коротенький рассказ, из которого вы узнаете много интересного об этих птицах.
Свиристель
Эту птичку называют свиристель. Это тоже наш зимний гость. По красоте оперения она не уступает снегирю. Крылышки у птицы розовато-серые, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса. На шее – чёрный «шарф». На голове птицы – большой хохол. Красавцы, да и только! Вот птицы облепили куст рябины, весь обсыпанный красными ягодами, а вот те же птицы торопливо клюют калину, боярышник. Ягоды свиристели глотают целиком, не раскусывают их. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят.
(Воспитатель включает запись голоса свиристели)
Беседа по содержанию рассказа.
– Как называется птица, о которой мы читали?
– Какого цвета у неё оперение.
– Что имеется у неё на голове?
– Чем питаются эти птицы?
– Как вы думаете, почему их называют свиристели?
– Кто из вас сравнит внешний вид свиристели и снегиря?
– Вспомните, где вы видели этих птиц?
– Подумайте, и ответьте, почему их так называют снегирь и свиристель?
– Можно ли свиристелей назвать зерноядными?
– А теперь я объявляю минутку шалости!
Физминутка
(Проводится под ритмичную музыку)
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили, (Стоя, руки вытянуты вперёд -упр. «Ножницы»)
Ягоды, зёрна в нее положили. (Наклоны головой вперёд-назад)
Гости себя не заставили ждать. (Махи руками через стороны вверх-вниз)
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля (Наклоны туловища вправо- влево)
Четыре синицы, (Наклоны туловища вперёд-назад)
Три снегиря, (Повороты корпуса вправо-влево)
Да один воробей, (Прыжок на месте)
Сколько всех птиц –
Отвечай поскорей. (Хлопки в ладоши)
Воспитатель:
– Ну, вот мы немного отдохнули и теперь можем продолжить наш разговор о птицах.
(Дети рассаживаются на ковре.)
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, чей голосок».
(Воспитатель открывает сундучок и достает оттуда мешочек.)
– Слушайте внимательно, я сейчас развяжу первый мешочек. А вы должны будете угадать, чей это голосок прозвучал.
(Звучит голос воробья, после того как дети отгадают, кому он принадлежит, воспитатель достает плоскостное изображение птицы и выкладывает его на поднос. Далее предлагается отгадать голоса воробья, синицы, снегиря, дятла, вороны и свиристели.)
– Зимой холодно всё запорошено снегом. Как вы думаете, чем питаются птицы в это время года?
(Ответы детей)
– Как мы с вами можем помочь птицам пережить это голодное для них время? (Ответы детей)
Коллективная работа
(Воспитатель обращает внимание детей на лист А3 с нарисованной кормушкой.)
– Ребята, смотрите, что еще я в сундучке у зимы обнаружила. Что здесь нарисовано? (Кормушка)
– Давайте поможем нашим птичкам перелететь на неё.
(Воспитатель предлагает детям по очереди взять с подноса любое плоскостное изображение птицы, назвать ее и приклеить на кормушку). Когда изображения всех птиц прикреплены на листе, воспитатель говорит:
– Ребята, но наша кормушка пуста. Давайте устроим для наших птиц праздничный обед и нарисуем для них их любимые лакомства.
– Какие аккуратные получились зернышки, яркие ягодки и даже шишку для дятла нарисовали. Птицы очень довольны. А какое настроение у вас после нашей работы? (Ответы детей)
(Далее воспитатель обращает внимание на результат коллективного труда.)
– Вы очень старались, и у вас получилась замечательная картина. Только рамка у нее какая-то скучная. А давайте украсим рамку нашей картины, капельками вашего настроения. Если вам все понравилось на занятии, вы выбираете желтые и зеленые цвета, а если нет, тогда темные. Дети раскрашивают картину, затем вывешивают ее в приемную комнату.
Собираясь на прогулку, воспитатель предлагает детям захватить с собою крошки хлеба и семечки, чтобы подкормить птиц.
Использованная литература:
- Свирская Л. «Утро радостных встреч»: методическое пособие / Л. Свирская – М.: Линка-Пресс, 2010.
- Курбанова Ю. «Стихи и загадки о птицах». Пособие для детей 4-6 лет. ФГОС ДО» / Ю. Курбанова – Об.: Титул, 2015.
- Мазнин И. «500 загадок для детей»: сборник загадок/ И. Мазнин – М.: Сфера, 2020.