Беляева Наталья Ивановна
Немухина Анна Витальевна
Шатохина Екатерина Евгеньевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа
Материалы принимают участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании
название – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.
В настоящее время очень большой поток информации, получаемый через телевидение, СМИ, интернет, книги привёл к тому, что многие родители обладают большими знаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, но, к сожалению, эти знания бессистемны, и не всегда применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями. Тем более, большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды. Исходя из выше сказанного, мы выделили три направления в работе с родителями:
– обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка);
– повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
– оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей.
Свою работу с родителями в мы начинаем не с традиционного родительского собрания, а с проведения экскурсии по группе, кабинету «Охрана зрения» и детскому саду. Основная цель экскурсии – это демонстрация возможностей развивающей среды дошкольного учреждения, что способствует раннему включению родителей в коррекционно-педагогическую работу.
При дальнейшем знакомстве воспитателей с родителями хорошо зарекомендовала себя индивидуальная работа. Это различные поручения: сшить костюмы для кукол, починить игрушки, помочь оформить помещение к празднику. Так у нас в группе появились куклы в костюмах, дидактические пособия для занятий, дорожки здоровья, зрительные ориентиры.
Мастер-классы вошли в нашу повседневную жизнь и в работе с родителями мы применяем активно этот метод. Мастер-класс «В гости к пальчику большому». Цель проведения: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику хорошо сопровождать стихами. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое внимание. В завершении было проведено анкетирование для родителей, и было выявлено, что данный мастер-класс произвёл большое впечатление. Они узнали много нового и интересного и обязательно применят получение знаний в семье.
Совместные мероприятия родителей и детей пользуются большим успехом. Мы предлагаем всей семьей в выходные дни совершать прогулки, экскурсии, походы на выставки, сфотографировать наиболее понравившиеся моменты. Цель проведения: для развития наблюдательности и укрепления органа зрения очень важно, чтобы слабовидящий ребенок проявил самостоятельность при выборе объекта для фотосъемки.
Еще одна форма работы – это рекомендации родителям. Мы рекомендуем проводить домашние семейные игры. Большую часть времени мамы проводят на кухне, и могут провести время с ребенком. Игра «Помогаю маме» (предложите ребенку перебрать горох, гречку или пшено, нанизать разные виды макарон на веревочку). Тем самым ребенок окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Если мама занята шитьём, мы предлагаем игру «Умелые ручки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры, а может и сам пришить пуговицу.
Также дети могут застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарфы и банты.
Важным моментом в работе с родителями является изготовление и раздача памяток-листовок «Комплексы гимнастики для глаз», а также проведение тренингов: рассмотрение окружающего мира через «подзорную трубу», сложенную из пальцев рук, упражнение «Зонтик» и совместное изготовление с родителями в мастерской «Здоровые глазки» нестандартных пособий для организации и проведения упражнений для глаз. Например, это игровые тренажёры для профилактики и коррекции нарушения зрения: «Бабочка», «Непослушные глазки» и несколько вариантов тренажеров-дорожек. Их изготовление займёт совсем немного времени и не требует больших материальных затрат. Такие игры и пособия нужно использовать и в домашних условиях. Целью является: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата.
Родители получают консультационную помощь всех специалистов. Каждый месяц один из специалистов детского сада приглашает к себе на консультацию родителей. Эта работа позволяет формировать педагогическую культуру родителей, ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье путём обучения специфическим способам и приёмам взаимодействия с ребёнком.
Вся работа, проводимая с родителями, в конечном результате нацелена на то, чтобы родители поняли, что при поступлении ребёнка с нарушением зрения в школу, прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий может привести к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важен ввод родителей в коррекционно-педагогическую работу именно на этапе нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, и эта задача полностью ложится на плечи родителей. Знания, полученные от специалистов дошкольного образовательного учреждения, помогут им справиться с этой задачей.
Список литературы
- Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 – 159с.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
- Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры/ под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72с.