Учитель-дефектолог
МАДОУ «Детский сад» «Виниклюзия»
Олару Э.Д.
Алгоритм выявления детей с особыми образовательными потребностями
Для успешности воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке. Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
В МАДОУ проводится психолого-педагогическое обследование детей «группы риска», которое позволяет:
• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в ДОУ;
• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:
1. В начале нового учебного года педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, т. е. специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) детского сада, а также воспитатели по результатам наблюдения выявляют детей с ОВЗ.
2. После этого проводится заседание ППк и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ТПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», и определения специальных условий для получения образования согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации».
3. Руководитель ППк заключает договор между ППк детского сада и родителями (законными представителями) ребенка «группы риска».
4. Далее осуществляется углубленное обследование ребенка всеми специалистами МАДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, врач-педиатр).
5. На заседании ППк производится заключение о представлении ребенка на ТПМПК, с согласия родителей (законных представителей) формируется пакет документов для ТПМПК.
6. По результатам обследования ТПМПК даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273 «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».)
7. На основании рекомендаций ТПМПК специалисты ППк детского сада разрабатывают индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут (далее – ИКОМ) и/или адаптированную образовательную программу (далее – АОП).
В целях разработки ИКОМ ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
• определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;
• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
• определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально- технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация ИКОМ и / или АОП осуществляется непосредственно с ребенком, и ведение динамического наблюдения за развитием ребенка. Анализ динамики в развитии ребенка обсуждается на заседании ППк, где уточняется или корректируется дальнейший маршрут ребенка.