Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с расстройствами  аутистического спектра

0
820

Панкратова Лариса Викторовна
учитель-дефектолог
Ползикова Анна Алексеевна
Данилова Елена Николаевна
воспитатели
г. Старый Оскол, Белгородская обл.

 Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

НАЗВАНИЕ  – Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с расстройствами  аутистического спектра

СЕКЦИЯ – 20.«Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов детского сада с родителями – это взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, так как семья является первичным звеном реабилитации и социализации «особого» ребенка.

Налаживание контакта с родителями воспитанников группы с РАС является одним из основных факторов продуктивной и результативной коррекционно-развивающей работы. В рамках функционирования компенсирующей группы предусмотрено полное сопровождение семьи и ребенка. Взаимодействие с родителями рекомендуем выстраивать в несколько этапов.

Первый этап – подробный сбор анамнеза, семейной ситуации, проведение входной диагностики. Этот этап позволит специалистам собрать максимальное количество данных о ребёнке и его семье, а также, оценить степень принятия родителями ребенка и его особенностей. Уточнить степень включенности родителей в работу с ребенком.

материалы в печатный сборник 

Второй этап – выявление наиболее актуальных тем для консультативных бесед. На данном этапе родители предоставляли тьютору список вопросов к специалистам, а те, в свою очередь, готовили развернутые консультации. Так же, на этом этапе, педагогом-психологом был подготовлен чек-лист со ссылками на Интернет-источники, которые актуальны в ситуации воспитания особого ребенка, в частности, ребенка с расстройствами аутистического спектра. Для родителей подбираются проверенные Интернет-источники, где они могут найти интересующую информацию, задать вопросы, изучить опыт других родителей. Более того, функционирует сайт детского сада и сайт группы с регулярно обновляющейся и пополняющейся актуальной информацией, консультациями, рекомендациями, видео занятиями. Использование Интернет-ресурсов в консультативной и просветительской деятельности с родителями является, на наш взгляд, современным, экономичным и удобным средством достижения поставленных целей.

Третий этап – рекомендации. Реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования –это совместный процесс, в котором родители являются таким же звеном, как и специалисты. Поэтому выполнение родителями рекомендаций, данных специалистами, напрямую коррелирует с успехами ребенка на занятиях и в социальных ситуациях. Родителям давались конкретные, четкие рекомендации по организации режима дня, труда и отдыха, системе поощрений, задания для выполнения дома. Тьютор ежедневно беседовала с родителями, помогала преодолеть сложности, отвечала на возникающие вопросы.

Четвертый этап – включение вновь прибывших родителей в сложившийся родительский коллектив. Общение между родителями важный аспект для комфортной обстановки внутри группы. Включение вновь прибывших родителей в родительское сообщество позволяет решить сразу несколько задач, одна из которых – обмен опытом. Плюс ко всему, личное общение родителей группы происходило в формате «маршрута выходного дня» на    различных локациях города.

Пятый этап – беспрерывное обучение. Формат онлайн и офлайн обучения детей плотно закрепился в практике образовательных организаций после пандемии и зарекомендовал себя как, довольно продуктивный способ работы с детьми, которые не могут посещать занятия по каким-либо причинам. В работе с конкретным ребенком непрерывное обучение позволяет наиболее безболезненно пройти адаптацию, избежать отката в достигнутом прогрессе. Непрерывное обучение заключается в онлайн занятиях, когда тьютор инструктирует и контролирует мать, выполняющую роль помогающего взрослого в выполнении ребенком заданий по действующему чек-листу. Все задания адаптированы специалистами для правильного и удобного выполнения в домашних условиях. Так же, занятия в онлайн формате способствуют правильной выработке домашней системы поощрения и режима активности и отдыха.

Список литературы:

  1. Юревич С.Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие для акаде- мического бакалавриата / С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина; под ред. С.Н. Юревич. – М.: Изда- тельство Юрайт, 2018

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь