Самсонова Наталия Васильевна
инструктор по физической культуре
Гензе Надежда Ивановна
педагог-психолог
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Гогохия Инга Нодарьевна
педагог-психолог
МАОУ «ОК «Лицей №3» имени С.П. Угаровой»
г. Старый Оскол
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребенка к школе, в частности. Волонтерство – одна из форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Которое предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших детей младшим. Опыт волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.
На территории России сегодня действует много волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности, навязанной извне. К тому же формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.
В рамках пропаганды здорового образа жизни, в нашем ДОУ ведется планомерная и целенаправленная работа по формированию у детей основ безопасного поведения. Чаще всего несчастные случаи с детьми происходят именно в период каникул. Поэтому, в целях взаимообогащения детей имеющимися знаниями, воспитании ответственности школьников за младших членов семьи и друзей-дошкольников во дворе, мы организовали совместную работу ДОУ и школы. Особенно активно волонтерская деятельность осуществляется в период летних каникул, взаимодействуя со школьным лагерем. На совместных досугах выступали как школьные агитбригады, так и дошкольники. Ребята участвовали в викторинах, эстафетах, в случаях затруднения, при выборе правильного решения в предложенной сложной ситуации в играх-тренингах, старшие дети предлагали свой вариант малышам. Досуги организовывались по основным разделам программы «Безопасность».
Досуг «Один дома» объединил разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома». Больше половины несчастных случаев с детьми происходит там, где они должны чувствовать себя в безопасности, то есть дома. У детей выражены двигательный импульс и потребность исследовать, которые они должны проявить, но дом в любом случае должен быть безопасен для детей. Источниками потенциальной опасности являются предметы домашнего быта. Ребята отсортировывали предметы, на те, которыми могут пользоваться только взрослые и те, которыми могут пользоваться дети, имея соответствующие навыки. В случае затруднений у малышей на помощь приходили школьники. Особое внимание было отведено пункту общения детей между собой, в том числе младших детей со старшими.
Отдельной темой была вынесена противопожарная безопасность. Досуг «Огонь враг людей» включил в себя также два раздела «Ребенок и природа» и «Ребенок дома». Агитбригада дошколят вместе со школьниками закрепили правила пожарной безопасности в быту и на природе, поупражнялись в умении позвать на помощь в случае пожара, умении потушить начинающийся пожар.
Спортивные развлечения по разделу «Ребенок и улица» проводятся согласно календарно-тематическому плану на неделе ПДД. Школьники приходят в ДОУ с выступлением агитбригады, театрализованными представлениями по данной теме. Дети продолжают знакомиться с правилами поведения на улицах и в общественном транспорте; с устройством проезжей части; учатся различать дорожные знаки лдя водителей и пешеходов. С ребятами разыгрываются ситуации поведения на улице, предлагается решить ситуацию-загадку.
Эффективность работы по формированию безопасного поведения детей в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Волонтерами ДОУ проводится акция среди родителей всех групп по распространению памяток «Безопасная среда дома».
Волонтерство способствует развитию определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей, пропаганда здорового образа жизни и др. И от того, насколько в ребенке будут сформированы ответственность, неравнодушие, активность, умение думать и анализировать, будет зависеть и будущее этой страны.