«Вспомним детство! Народные игры родного Белогорья»

Материал педагогов участвует в Международном фестивале патриотического и духовно-нравственного направления “Родная сторона”, конкурс “Моя малая родина”

Трофименко Оксана Ивановна,

Трушина Наталья Васильевна

МБДОУ ДС№27 «Березка» Старооскольского городского округа

Белгородская область, город Старый Оскол

Воспитатели

Конкурс по духовно-нравственному воспитанию «Моя малая Родина».

Рекламное сообщение     

Методическая разработка

«Вспомним детство! Народные игры родного Белогорья»

Пояснительная записка.

     Методическая разработка «Вспомним детство! Народные игры родного Белогорья» представляет собой сценарий малого развлечения для детей  дошкольного возраста, как итоговое мероприятие по теме «Мой город. Моя  малая родина – Белгородщина» комплексно- тематического планирования образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель: познакомить детей с русскими народными  играми Белгородской области.

 Задачи:

 – воспитывать интерес к русским традициям, уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу,  малой Родине;

– приобщать детей к традиционной культуре на основе активного использования устного народного творчества;

– формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в песнях, играх;

 -содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен народа Белгородчины;

– развивать двигательную активность детей в ходе проведения игр, формировать умение действовать в коллективе;

 – обогащать словарный запас.

Ресурсы: карта Белгородской области, кукла в национальном костюме, альбом «Мое родное Белогорье»,музыкальный центр, аудиозаписи,  мяч.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Предварительная работа: ООД по познавательному развитию «Мир профессий и труда Белогорья в прошлом и настоящем», игра-путешествие «Как жили люди на Руси», игра- экспериментирование «Вот он какой – наш белый мел»,  интегрированное занятие «По страницам Красной книги Белогорья», интерактивное путешествие «Город ремесел»,  образовательная ситуация «Потешаемся – забавляемся, прибаутками развлекаемся», образовательная ситуация «Матушкины игры» (пестушки, потешки, поскакушки «ладушки», «пеленашки», «потягушки»).

                                                      Ход работы

 Ведущий.                                                                                                                                 Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старину не вспоминаем, забываем мы о ней.

Хоть и более привычны,  нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

      Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли  наши бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Наш край, родная Белгородчина, так же славится своим творчеством. С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни земляков, потому что игры всегда сохраняют народный колорит и неповторимый фольклор.

Ребенок.                                                                                                                                Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей моей России –
Ближе к сердцу, Белгородчина моя.                                                                                                                                                               

     Ведущий. Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные  воины. Жили они честно и славно, храмы да терема строили, землю пахали и хлеб сажали,   детей растили да песни слагали. А когда приходило время отдыхать, придумывали веселые игры.                             

– Будем праздник начинать, будем петь и танцевать!                                                   Хоровод заведем, песню звонкую споем!                        

Хороводная игра «У дядюшки Трифона».

(Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова).

«А у дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.

Ведущий. А теперь ребята, попробуйте угадать, про героев какого стихотворения я расскажу.

Бедные зайки попали в беду,

-Не грустите, зайчата.

– Я вам помогу.

По кочкам, идите сюда, и сюда.

Чтоб не мочила вам лапки вода…                                                                                (Ответы детей «Дед Мазай и зайцы»).

Приглашаем детвору, на веселую игру. Проводится игра   «Дед Мазай».

Водящий (“дед Мазай”) отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:

— Дед Мазай, вылезай!

— Здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что вы делали?

— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.

(Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать)                                                                                                                      Ведущий.  В былые времена русский народ был  веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, находчивость, быстроту. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Предлагаю ребята и вам показать свою ловкость в  игре «Зайчики».

      На площадке чертят большой круг. Одного из детей выбирают зайчиком, он идет в круг, а все участники игры стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает его, встает на место зайчика в круг.

Правила

  1. Участники игры не должны заходить за границы круга.
  2. Прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать.
  3. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках.
  4. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.                                                                                                                  

     Ведущий.   Вот в такие игры, играли наши предки. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь в них играют дети. А дети во всем мире одинаковые: озорные, любознательные, подвижные шалунишки.

И  пусть девчонки и мальчишки,                                                                                    Вся озорная детвора                                                                                                    Сегодня скажет громко-громко,                                                                                    Да здравствует народная игра!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь