Воспитание патриотизма через литературно-художественные произведения о Великой Отечественной войне

Бесхмельницына Людмила Юрьевна
Мухина Вера Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС №27 «Берёзка» СГО

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

Прошло 77 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы не вправе забывать тех, кто погиб за наше Отечество. Неоценимую помощь в этом нам оказывает художественная литература военной тематики, неся за собой огромный воспитательно-патриотический заряд.

Книги помогают осознать многое, в результате этого осознания приходят, и чувство благодарности к героям войны, и понимание бесчеловечности войны, и стремление поддерживать мир на планете. Дети узнают, как ужасна война, делают вывод, что война – это зло, жестокость, смерть.  В процессе знакомства с произведениями военной тематики, приходит понимание, что мужество – это не просто умение не бояться, это умение вопреки всему подниматься под грохот орудий, идти в атаку, защищать свою землю.

Литературные произведения о Великой Отечественной войне помогают детям понять мысли и чувства простых солдат, которые смогли отстоять нашу Родину, осознают роль всего нашего народа в Победе над фашизмом, понимать значение этого подвига. Анализ текстов хорошо дополняют репродукции картин, творческие работы самих воспитанников по прочитанным рассказам.

Поэзия привлекает детей не меньше прозы. Дети воодушевляются подвигом героев, хотят быть похожими на них. Дошкольники не только с интересом слушают стихи о войне, но и всегда стараются принять участие в конкурсе чтецов, ежегодно проводимом в дошкольном учреждении ко Дню освобождения Старого Оскола. Выбирая произведение на конкурс, каждый участник как будто вновь переживает историю, описанную в произведении, сочувствует его героям.

С какими произведениями художественной литературы, посвящёнными Великой Отечественной войне можно знакомить детей 5-7 лет? Приведём для примера некоторые из них.

Рекламное сообщение  

 Константин Паустовский «Похождения жука-носорога» История про то, как мальчик подарил папе, уходившему на фронт, жука-носорога. Автор рассказывает, как жук прошёл всю войну со своим хозяином. Даже когда была возможность улететь подальше от страшных звуков и пыли, он не сделал этого. Будто бы чувствовал, что он самый дорогой подарок и по запаху находил своего солдата. Вот такой героический жук!

Константин Паустовский «Стальное колечко» Рассказ о девочке Варюшке, о трудностях жизни в военное время. Варюшка в войну ходила на станцию и обменивала там махорку на хлеб. Но однажды она не смогла отказать солдату и отдала махорку даром. За доброту солдат подарил волшебное колечко. Когда девочка возвращалась домой, то нечаянно уронила драгоценный подарок, очень печалилась Варя. Она боялась, что её желание о выздоровлении дедушки не исполнится. Когда пришла весна, колечко нашлось, и дед выздоровел. Вот такая сказочная история!

Евгений Воробьев «Обрывок провода» История из военной жизни связиста, который своим телом включился в линию, чтобы батарея имела связь с наблюдательным командным пунктом. Дорогой ценой был передан секретный сигнал к наступлению наших войск.

Лора Тасси «Дети войны» Девочка, оставшись в изувеченной избе, уговаривает своего мишку не бояться. Медвежонок – это единственное, что осталось у девочки от довоенной жизни. Теперь у нее нет ни дома, ни семьи. Очень трогательное стихотворение. Сколько сирот оставила подлая война!

Александр Твардовский «Василий Тёркин» Поэма о зажигательном весёлом парне-солдате, который никогда не унывал, бил врага и не давал грустить своим сослуживцам.

Даниил Гранин «Детская книга войны: дневники 1941-1945»  В книгу включены  материалы рукописей детей времён той страшной войны. Они как свидетельства ужасного, порой непереносимого горя, которое им пришлось испытать.  Немногие выжили в те ужасные годы, мы должны помнить об этих детях, о том, как им было тяжело!

 

Список литературы:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
  2. Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы / Под ред. МН.Е. Вераксы, М.А. Васильевой – М; Мозаика-синтез, 2011. – 336 с.
  3. Комратова Н. Г.Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Н. Г.Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007. – 14 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь