Воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста посредством народного творчества

0
753

Шенцева Надежда Анатольевна
музыкальный руководитель
Колесникова Елена Анатольевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 29 «Рябинушка»
Г. Старый Оскол

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

С самого раннего детства каждый гражданин России является русским, россиянином. Буквально с материнским молоком мы впитывали свои, ни на какие не похожие интонации, напевы: «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приди, котя, ночевать, мою детку покачать». Жизнь меняется, наше отношение к ней так же подвергается изменениям, молодые мамы не так часто поют своим любимым чадам колыбельные, а зря! Сколько нежности, теплоты в этих незамысловатых песнях.

Вырастая, каждый человек помнит эти напевы, носит их в своем сердце всю свою жизнь. Именно с детства у ребенка закладывается личностное отношение к миру, обществу, в котором он живет, чувство принадлежности к своему народу и его культуре, гордость за Родину, любовь к ней и родной природе, духовно-нравственные основы.

Воспитание патриотизма – процесс сложный, целенаправленный, требующий многогранных усилий со стороны как семьи, прежде всего, так и дошкольного учреждения, а затем и школы. Работая много лет в детском саду, мы, педагоги – музыкальные руководители, уделяем особое внимание воспитанию наших девчонок и мальчишек глубоким чувствам патриотизма. Дети должны понимать и знать, кто такой гражданин и кто такой патриот, чем отличаются эти понятия, какой глубокий смысл несут. Музыка может и должна стать одним из средств воспитания патриота и гражданина. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир эмоционально-образно. Что как не музыка помогает дошкольникам сопереживать, а значит, может способствовать формированию идеологического воспитания.

Праздники, такие как «День защитника Отечества», «Праздник Победы», «День освобождения Старого Оскола от фашистских захватчиков» воспитывают юных патриотов России. Чествуя пап, приглашаем их на наш праздничный концерт, дарим им свои песни, танцы, стихи, веселое настроение и подарки, сделанные руками детей. Праздник Великой Победы проходит особенно торжественно: сначала в детском саду, а затем дети старшего дошкольного возраста в сопровождении педагогов идут к памятникам города, читают там стихи, возлагают цветы, принесенные из дома заранее. После выходных дней ребята делились впечатлениями о том, как отмечали праздник Победы с родителями: ходили к памятникам с цветами, смотрели военный парад, а кто-то с родителями ездил на мемориальный комплекс «Курская дуга». Запоминающе и ярко в садике проходит праздник, посвященный Дню освобождения нашего города Старый Оскол от немецких захватчиков. В этот день в детском саду в группах проводятся тематические занятия, посвященные этой дате, а венец всего – фестиваль военной песни в музыкальном зале. Невозможно быть патриотом, не любя свою малую Родину, свой Белгородский край, природу родного города.

Как говорилось ранее, самоопределение и самосознание у ребенка закладывается на раннем этапе жизни, поэтому так важно дать возможность ребенку почувствовать ту духовно-нравственную основу, которая должна быть в каждом человеке.

материалы в печатный сборник 

Придя в этот мир, ребенок засыпает под напевную убаюкивающую колыбельную, часто мелодия однообразна, текст незамысловат. Младенец еще не понимает смысла песни, но тихий, родной голос мамы успокаивает малыша, окружает его заботой, теплом и любовью. Затем, став постарше, ребенок познает разнообразный мир народной сказки, которая позволяет сформировать такие личностные качества как честность и справедливость, доброта и отзывчивость, смелость и находчивость, самое главное, сказка учит различать добро и зло. Воспитываясь в привычной для него среде, дитя, как губка, впитывал в себя речевые обороты, неповторимость народной музыки, при помощи которых формируется образное мышление, способствующее полноценному интеллектуальному развитию. Календарные праздники, обряды так же вносили в жизнь ребенка свой этнический колорит, трудовые и праздничные песни, духовное песнопение, песни-плачи составляли основу его музыкального воспитания и образования. Так, из поколения в поколение бережно передавался богатый музыкальный материал, опыт, созданный веками.

Вот поэтому большое место в работе по идеологическому воспитанию дошкольников отводится народному творчеству, народным песням, танцам, играм, фольклору в целом. В каждом разделе по музыкальному воспитанию детей красной нитью проходит народное творчество, которое позволяет прикоснуться к истокам национальной культуры, ее самобытным традициям. Итогом нашей работы являются праздники и развлечения, построенные на народном творчестве, такие как Масленица, Посиделки, Ярмарка. Интересно и весело идет работа над постановкой музыкальных народных сказок. Особенно детям запомнились «Снегурочка», «Заюшкина избушка», а с музыкальными сказками «Теремок» и «Колобок» ребята старшего дошкольного возраста выступили перед малышами. Не остаются без внимания в нашем саду и календарные праздники: «Капустница» – вечер хороводных игр, «В гости коляда пришла», «Именины осени»; праздники и развлечения духовно-нравственного аспекта: «Покров», «Рождество», «Пасха», «Троица». Украшением для любого праздника или концерта являются народные танцы. Дети чувствуют чуть шутливый характер «Кадрили», самобытность танца «В роще калина», лиричность хоровода «Зимние кружева». Хочется отметить и тот факт, что в нашем детском саду уже давно существуют два кружка народного танца «Каблучок» и народного пения «Соловушка», тем более приятно отметить, наши воспитанники, участники кружков, успешно выступают на различных конкурсах и фестивалях.

Знакомя детей с народным творчеством, отмечаем, что Россия – страна многонациональная, и каждый народ, входящий в ее состав, имеет свои песни, танцы. Так был поставлен и исполнен «Северный танец», делаем акцент на толерантном отношении к представителям других народностей.

Нам, педагогам, нужно помнить о том, что народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Это особенно важно в настоящее время, когда западные моралисты-идеологи ведут недвусмысленную пропаганду на уничтожение русской культуры, принижение ее великого значения в мировом объеме, сеют ненависть к России и русскому народу. Как не вспомнить слова академика Д.С. Лихачева, так актуально звучащие сегодня: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Народная музыка является основой патриотического воспитания, благодаря её средствам можно привить любовь к своей стране, пропитаться национальным колоритом и сформировать чувство собственного достоинства. Народ, забывающий свои корни, не имеет будущего. Так давайте же сохраним и передадим нашим потомкам бесценный клад нашей родной национальной культуры во всем ее многообразии.

Список литературы
1. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре/Н.Апполонова// Дошкольное воспитание. -1992.-№ 5 – 6. – С. 5
2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство — Пресс, 2008, – С. 7 – 8
3. Демина Г. Д. Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015.— №3.- С.76 – 78
4. Князева О. Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб.: 1997г., 30 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь