Басова Зоя Михайловна,
Насонова Марина Валерьевна
воспитатели
МБДОУ ДС №32 “Дружные ребята”
город Старый Оскол
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, своего края, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка… В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
При создании мини-музея необходимо соблюдать следующие принципы:
– Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
– Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
– Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
– Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
– Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
– Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
– Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
– Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
– Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Приобщение детей к народным традициям и обычаям народной культуры, начали с изготовления макета «Русская изба». Дети при знакомстве с убранством избы узнали о русской печи, колыбели, глиняной посуде, сундуке, важности и значимости «Красного угла». Рассмотрели вышивку на столе, кровати, вязаные коврики. Каждый старинный экспонат внимательно рассматривался детьми. Когда дети узнавали его название, получали домашнее задание: расспросить родителей о его предназначении и использовании в далеком прошлом. Так постепенно педагоги вовлекали всех членов семьи к сбору информации, их изучению. Особый интерес у детей вызывал вопрос об использовании такого предмета в настоящее время или узнать, чем заменили старинный предмет современные люди. Так появилась дидактическая игра «Бытовые инструменты прошлого и настоящего».
Для знакомства детей с прошлым нашего города был изготовлен макет «Крепость – Старый Оскол». Дети могли более детально рассмотреть устройство и расположение построек на территории крепости. Рассматривание сопровождалось рассказом взрослого, а затем и самих детей о том, почему город располагали на возвышенности и обносили частоколом.
Знакомство с основными элементами русского народного костюма происходило через организацию мини-музея «Русский народный костюм», посвященному истории русского народного костюма, как части нашей страны.
Цель музея: изучить историю народного костюма. В группе при помощи родителей были сшиты экспонаты одежды, изготовлены головные уборы. Дети узнали, что одежда делилась на повседневную, праздничную, горемычную. Каждый вид одежды предназначался для особых случаев. Праздничная и венчальная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери. Дети знакомились с символами и орнаментами русской вышивки на одежде.
Русский народный костюм дошкольники рассматривали на картинах русских художников Константина Маковского («Дети, бегущие от грозы», «Девочка с кувшином», «Девушка в русском костюме»), Васнецова В.М. «Жница», «Гусляры», КустодиеваБ.М.«Сенокос», А.Венецианова «На жатве: лето», «На пашне: весна», «Крестьянская девушка с теленком», Ф.А. Малявина «Верка» и других.
В мини-музее появились альбомы «Русский народный костюм», «Белгородский костюм», «Символы и орнаменты в русской одежде», «Головные уборы – как часть русского костюма».
Следуя принципу активности в усвоении музейного наследия, составили дидактические игры «Укрась сарафан для девочки», «Укрась рубашку для мальчика», «Составь орнамент для украшения головного убора для Белогорочки», «Составь орнамент для украшения рубахи Белогору».
На занятиях по рисованию и аппликации дошкольники также упражнялись в разукрашивании народной одежды старинными орнаментами, тем самым закреплялись полученные в мини-музее знания об одежде жителей Белгородчины и России.
В старшей группе мини–музей группы продолжал пополняться новыми экспонатами, посредством которых дошкольники знакомились с достопримечательностями Белгородской области. В мини-музее организовывались временные экспозиции-выставки, посвященные какой-то важной достопримечательности. Так, в течение учебного года было организовано пять экспозиций, посвященных местам силы Белгородской области. Место силы – это территория с особой энергетикой и атмосферой. Это могут быть природные памятники, уникальный ландшафт, места, связанные с важными историческими событиями или религиозной деятельностью людей и многое другое. В каждом районе Белгородской области существуют свои места силы, которыми гордятся жители нашей территории и о которых должны знать все жители Белгородчины.
Старооскольцы гордятся уникальностью и силой территорией Стойленского горно-обогатительного комбината, занимающегося добычей и обогащением железной руды. Среди родителей воспитанников были работники разных профессий, работающих на СГОКе. Именно они помогли создать познавательную экспозицию. Большинство дошкольников 5-6 лет читать еще не умеют, поэтому информация состояла из фотографий и макета карьера.
Мероприятия, проводимые при составлении экспозиций и практическом их применении в виде экскурсий, праздников и дидактических игр объединяло семьи воспитанников вокруг исторического духовного богатства нашего края, которое доверили нам наши предки и которые мы должны беречь для последующих поколений.
Организация мини-музея в группе не возможна была бы без участия и поддержки родителей, бабушек и дедушек воспитанников, которые не только собирали экспонаты для экспозиций, но и помогали проводить практические занятия с детьми, как в группе, так и дома.