Тукова Анна Юрьевна
воспитатель
Дмитриева Елена Владимировна
учитель-логопед
ГБДОУ «детский сад № 35»
г. Севастополь
Материал опубликован в журнале “Мир дошколят” № 3 (14) МАРТ – 2023 г.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста, показал, что количество малышей, имеющих нарушения в речевом развитии, неуклонно растет. Условно их можно разделить на три группы:
- дети, у которых речь совсем отсутствует;
- дети, которые говорят отдельными словами;
- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
Основным направлением в работе с детьми младшего дошкольного возраста является развитие общего и речевого подражания в различных играх и упражнениях. Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря детей раннего возраста, перед педагогом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Многие исследователи детской речи отмечают решающую роль слухового анализатора в процессе становления устной речи детей. У ребёнка развитие речи на ранних этапах осуществляется по подражанию с накопления слуховых образцов, которые он усваивает в процессе общения со взрослыми. Постепенно происходит развитие речевого слуха.
Добиться положительной динамики в развитии речи детей от 2 до 4 лет можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет педагогу возможность побуждать ребенка к повторению речи.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться.
Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка.
Предлагаем вашему вниманию дидактическую игру «Волшебные тропинки», которая будет содействовать развитию речевого подражания, произвольного слухового внимания и способствовать стимуляции спонтанного речевого развития. Задания и упражнения, представленные в игре, можно использовать для занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра рекомендована логопедам, воспитателям и родителям, заинтересованным в профилактике и преодолении задержки речевого развития у своего ребёнка.
Цель: развитие речевого подражания и произвольного слухового внимания, силы голоса, формирование простых форм анализа звучащих последовательностей на материале звукоподражаний.
Оборудование: звуковые и ритмические дорожки, камешки с изображением животных, птиц, транспорта.
С дидактическим пособием «Волшебные тропинки» можно выполнять такие упражнения, как «Помоги лягушке поймать комара», «Помоги собачке добраться до косточки», «Угости кошку молоком», «Накорми цыплёнка пшеном», «Угости мышонка сыром», «Посади жука на цветок», «Едем на машине» и т.д.
Используя игру «Волшебные тропинки» сначала необходимо познакомить детей с героем, рассмотреть куда ему надо добраться. Затем предложить такие задания:
- проведи пальчиком по дорожке;
- проследи дорожку глазами;
- проведи героя по дорожке.
Пока ребенок ведет пальчиком по дорожке, педагог предлагает ему произносить звукоподражания. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса: громко-тихо, сердито-ласково.
«Божья коровка». Летит божья коровка и жужжит: Ж-Ж-Ж-жжжжж. Покажи божьей коровке путь к цветочной полянке, а по дороге вместе с ней громко жужжи: Ж-жжжжжжж.
«Самолёт». Самолет летит высоко в небе. Слышно, как гудит его двигатель: У-У-У… Покажи самолету путь до его остановки – проведи самолет по дорожке и при этом громко гуди: У-У-У.
«Лягушки». Жили – были на болоте лягушка – мама и маленький лягушонок. Лягушка – мама квакала громко, вот так: Ква-Ква. А маленький лягушонок квакал тихо, вот так: ква-ква. Иди по дорожке и пой песенки лягушки-мамы и маленького лягушонка. На большой фигуре ребёнок говорит громко, а на маленькой – тихо.
«Тихо – громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные звукоподражания. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
«Повтори для мишки» На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звукоподражание. Взрослый подыгрывает ребенку: – Как кошке понравилось! Мышка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.
«Узоры» Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением звукоподражаний.
«Кто как голос подаёт?» В деревне живут разные домашние животные и птицы: собака, кошка, цыплёнок. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поёт пи-пи-пи, мяу-мяу, ав-ав? Выбери фигурки этих животных. Угадай, кто пел сначала, а кто потом: пи-пи-пи, ав-ав? Правильно, сначала пел цыплёнок, а потом – собачка.
Стихи для карточек
Только вишня расцвела –
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мед она: “ЖУ-ЖУ».
***
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит. Ж-ж-ж
***
Кошка Мурочка проснулась,
Огляделась, облизнулась.
“Час который, сосчитаю,
Ну-ка, сколько, – мяу-мяу!”
***
На машине ехали,
До угла доехали.
БИ-БИ-БИ! БИ-БИ-БИ!
***
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолѐт
Прямо вперѐд! У-у-у
Самолёт летит,
самолёт гудит. У-у-у!
***
Утащили мышки сыр,
Закатили в норке пир,
Пи-пи-пи.
***
Лягушата на пруду разыгрались в чехарду:
Ква, ква, ква, ква. Ква, ква, ква, ква.
И нырнули в глубь пруда!!!
***
Ква-ква-ква – поёт лягушка
И почёсывает брюшко.
***
Подошел Полкан к двери:
“Поскорее отвори,
И мне мисочку поставь,
Мне бы косточек – гав-гав!”
Список литературы:
- Азова О.Н. Азы речи. Я учусь слушать и говорит (/ О.Н. Азова. – Москва: Грифон, 2020. – 37с.
- Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие М.: Соц. -полит. журн., 1994. — 96 с.
- Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. – 7-е изд. – Москва: Теревинф, 2019. – 240 с.
- Голубева Л.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. – М., 1951. – С. 32 – 41.