«Волшебная осень»

конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы

0
908

Птушко Ирина Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с № 53,
г. Белгород

ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
Номинация – «Методическая мозаика»
Раздел – Конспект НОД

«Волшебная осень» – конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы

Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, повторить названия осенних месяцев.

Задачи:

  • – закрепить и систематизировать умения и знания детей об признаках осени, изменениях в природе;
  • – развивать речь, память, внимание, наблюдательность;
  • – воспитывать любознательность, уважение к природе, умение взаимодействовать друг с другом.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Словарная работа: рябинник, листопадник, зимник.

материалы в печатный сборник 

Предварительная работа: беседа о признаках осени, наблюдения за явлениями неживой природы, чтение познавательной литературы по теме, разгадывание загадок об осени, осенних явлениях, рассматривание картин И. Левитана, И. Поленова и других художников, книжных иллюстраций, рисование осенних пейзажей.

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: игровой, практическая деятельность детей, словесный, дидактическая игра.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход НОД

  1. Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: – Ребята, давайте возьмёмся за руки и скажем друг другу добрые слова. (дети вместе с воспитателем становятся в круг, берутся за руки и произносят приветственные слова)

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Сядем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: – Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку. О каком времени года в ней говорится?

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

(Ответы детей. Осень)

Воспитатель: – Молодцы, ребята! Конечно! В этой загадке говорится об осени. Сегодня по дороге в детский сад я обратила внимание на то, что деревья вокруг, словно золотые! Под ногами шуршали листья, а в лужицах, будто кораблики, плыли разноцветные листочки. Я остановилась и наблюдала за тем, как листья медленно кружатся в воздухе и плавно ложатся на землю. Сложно оторвать взгляд от такой красоты! На дворе золотая осень!

  1. Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Воспитатель: Дети, сегодня мы вспомним и обобщим знания о приметах осени, её месяцах, о том как меняется природа с приходом осени-волшебницы.

Скажите, пожалуйста, какой может быть осень? (предположительные ответы детей: ранней, теплой, красивой, золотой и холодной, поздней, дождливой).

Воспитатель: – Ребята, а кто знает стихи об осени? (несколько детей изъявляют желание рассказать стихи. Рассказ стихотворений).

1-й ребёнок

Снова осень золотая
К нам пришла издалека.
Птицы к югу улетают,

2-й ребёнок

Обгоняя облака. (В. Зубкова)

Вновь невидимою кистью
Осень выкрасила листья.
Все нарядным сразу стало:
Ярко-желтым, рыжим, алым! (В. Зубкова)

3-й ребёнок

Дождик льет, старается,

Хоть его не просят.

Солнце в тучах мается,

Значит это осень. (Г. Шестакова)

Воспитатель: – Замечательные стихотворения! Ребята, теперь я предлагаю вам разделиться на две группы и поиграть в игру, которая называется «Приметы осени» (Воспитатель рассказывает детям правила игры. Дети выбирают картинки, разложенные на столе. На картинках изображены различные сезонные явления (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу и т. д.. Задача каждой команды быстро и правильно выбрать картинки с осенними явлениями.)

Воспитатель: – Молодцы, ребята! Обе группы справились отлично с заданием.

Воспитатель: – Ребята, вспомните, пожалуйста названия осенних месяцев (дети по очереди отвечают: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Посмотрите, к нам пришли гости! (в группу заходят дети с атрибутами, символизирующие три осенних месяца).

Воспитатель обращается к гостям: – Дорогие гости, представьтесь, пожалуйста!

1-й ребёнок: –Я-Сентябрь

2-й ребёнок: –Я-Октябрь

3-й ребёнок: -А меня величают Ноябрём.

Воспитатель: – Ребята, в старину сентябрь называли рябинник.

Октябрь – листопадник.   А ноябрь называли зимником.

Почему же их так называли? Давайте спросим у наших гостей.

1-й ребёнок: Я Сентябрь-рябинник, потому что люблю рябину выращивать.

2-й ребёнок: ЯОктябрь-люблю листья в разные цвета окрашивать, а потом сдувать их с деревьев.

3-й ребёнок: – А меня величают Ноябрём, потому что я люблю первые, легкие морозцы.

Воспитатель: – Спасибо, вам осенние месяцы, за интересный рассказ! Ребята вам понравился рассказ наших гостей? (ответы детей). Нам пора прощаться. До свидания!

Воспитатель: – Дети, я предлагаю вам выполнить игровые упражнения.

Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель: – Ребята, хотите поиграть? (положительные ответы детей) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы- его заканчивать.

– Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.

– Летом день длинный, а осенью короткий.

– Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.

– Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.

– Летом ночи теплые, а осенью холодные.

– Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.

– Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.

Воспитатель: – Молодцы! Было весело!

 

III. Заключительная часть (Рефлексивный этап)

Воспитатель: – Ребята, вот и подошло к концу наше занятие! Скажите, пожалуйста, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали?  В какие игры вам понравилось играть? Кто приходил к нам в гости? (ответы детей). Для того, чтобы мне понять, понравилось вам сегодня наше занятие или нет, я предлагаю вам поместить на «Экран эмоций» тот смайлик, который выражает ваше настроение в конце занятия – грусть или радость (дети подходят к «Экрану эмоций» и помещают на него смайлики).

Список литературы

  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017-112 с.

3. Сон С. Л., Анохина Е. С., Иванова Н. В. Здравствуй, осень золотая! Детям о природе и временах года в стихах.- М.: Литресс, 2015-64 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь