Птушко Ирина Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с № 53,
г. Белгород
ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
Номинация – «Методическая мозаика»
Раздел – Конспект НОД
«Волшебная осень» – конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы
Цель: обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, повторить названия осенних месяцев.
Задачи:
- – закрепить и систематизировать умения и знания детей об признаках осени, изменениях в природе;
- – развивать речь, память, внимание, наблюдательность;
- – воспитывать любознательность, уважение к природе, умение взаимодействовать друг с другом.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Словарная работа: рябинник, листопадник, зимник.
Предварительная работа: беседа о признаках осени, наблюдения за явлениями неживой природы, чтение познавательной литературы по теме, разгадывание загадок об осени, осенних явлениях, рассматривание картин И. Левитана, И. Поленова и других художников, книжных иллюстраций, рисование осенних пейзажей.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приёмы: игровой, практическая деятельность детей, словесный, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход НОД
- Вводная часть (мотивационный этап)
Воспитатель: – Ребята, давайте возьмёмся за руки и скажем друг другу добрые слова. (дети вместе с воспитателем становятся в круг, берутся за руки и произносят приветственные слова)
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Сядем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: – Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку. О каком времени года в ней говорится?
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Ответы детей. Осень)
Воспитатель: – Молодцы, ребята! Конечно! В этой загадке говорится об осени. Сегодня по дороге в детский сад я обратила внимание на то, что деревья вокруг, словно золотые! Под ногами шуршали листья, а в лужицах, будто кораблики, плыли разноцветные листочки. Я остановилась и наблюдала за тем, как листья медленно кружатся в воздухе и плавно ложатся на землю. Сложно оторвать взгляд от такой красоты! На дворе золотая осень!
- Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Воспитатель: – Дети, сегодня мы вспомним и обобщим знания о приметах осени, её месяцах, о том как меняется природа с приходом осени-волшебницы.
Скажите, пожалуйста, какой может быть осень? (предположительные ответы детей: ранней, теплой, красивой, золотой и холодной, поздней, дождливой).
Воспитатель: – Ребята, а кто знает стихи об осени? (несколько детей изъявляют желание рассказать стихи. Рассказ стихотворений).
1-й ребёнок
Снова осень золотая
К нам пришла издалека.
Птицы к югу улетают,
2-й ребёнок
Обгоняя облака. (В. Зубкова)
Вновь невидимою кистью
Осень выкрасила листья.
Все нарядным сразу стало:
Ярко-желтым, рыжим, алым! (В. Зубкова)
3-й ребёнок
Дождик льет, старается,
Хоть его не просят.
Солнце в тучах мается,
Значит это осень. (Г. Шестакова)
Воспитатель: – Замечательные стихотворения! Ребята, теперь я предлагаю вам разделиться на две группы и поиграть в игру, которая называется «Приметы осени» (Воспитатель рассказывает детям правила игры. Дети выбирают картинки, разложенные на столе. На картинках изображены различные сезонные явления (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу и т. д.. Задача каждой команды быстро и правильно выбрать картинки с осенними явлениями.)
Воспитатель: – Молодцы, ребята! Обе группы справились отлично с заданием.
Воспитатель: – Ребята, вспомните, пожалуйста названия осенних месяцев (дети по очереди отвечают: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Посмотрите, к нам пришли гости! (в группу заходят дети с атрибутами, символизирующие три осенних месяца).
Воспитатель обращается к гостям: – Дорогие гости, представьтесь, пожалуйста!
1-й ребёнок: –Я-Сентябрь
2-й ребёнок: –Я-Октябрь
3-й ребёнок: -А меня величают Ноябрём.
Воспитатель: – Ребята, в старину сентябрь называли рябинник.
Октябрь – листопадник. А ноябрь называли зимником.
Почему же их так называли? Давайте спросим у наших гостей.
1-й ребёнок: –Я– Сентябрь-рябинник, потому что люблю рябину выращивать.
2-й ребёнок: –Я– Октябрь-люблю листья в разные цвета окрашивать, а потом сдувать их с деревьев.
3-й ребёнок: – А меня величают Ноябрём, потому что я люблю первые, легкие морозцы.
Воспитатель: – Спасибо, вам осенние месяцы, за интересный рассказ! Ребята вам понравился рассказ наших гостей? (ответы детей). Нам пора прощаться. До свидания!
Воспитатель: – Дети, я предлагаю вам выполнить игровые упражнения.
Физкультминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Воспитатель: – Ребята, хотите поиграть? (положительные ответы детей) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы- его заканчивать.
– Летом небо светлое, а осенью серое, хмурое.
– Летом день длинный, а осенью короткий.
– Летом тучки ходят высоко, а осенью низко.
– Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью в желтую, красную, оранжевую.
– Летом ночи теплые, а осенью холодные.
– Летом дождь короткий, ливневый, а осенью мелкий, моросящий.
– Летом люди одеваются легко, а осенью тепло.
Воспитатель: – Молодцы! Было весело!
III. Заключительная часть (Рефлексивный этап)
Воспитатель: – Ребята, вот и подошло к концу наше занятие! Скажите, пожалуйста, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали? В какие игры вам понравилось играть? Кто приходил к нам в гости? (ответы детей). Для того, чтобы мне понять, понравилось вам сегодня наше занятие или нет, я предлагаю вам поместить на «Экран эмоций» тот смайлик, который выражает ваше настроение в конце занятия – грусть или радость (дети подходят к «Экрану эмоций» и помещают на него смайлики).
Список литературы
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017-112 с.
3. Сон С. Л., Анохина Е. С., Иванова Н. В. Здравствуй, осень золотая! Детям о природе и временах года в стихах.- М.: Литресс, 2015-64 с.