Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.
Пенькова Галина Борисовна,
Деревянкина Елена Ивановна,
Шевелева Алла Константиновна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 11 г. Шебекино Белгородской области»
ВЕТЕР – ВЕТЕРОК
конспект двигательной деятельности на прогулке в средней группе
Цель: развивать потребность в двигательной активности, формировать у детей элементарные представления о ветре.
Задачи:
образовательные:
- продолжать учить детей играть в подвижные игры и упражнения на улице;
- уточнять и расширять представления детей о природном явлении «ветер», причинах его возникновения;
развивающие:
- развивать игровые умения и навыки;
- развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию двигательных навыков: ходьбы, бега, прыжков, ориентировки в пространстве;
- развивать умение замечать движение деревьев во время порыва ветра, при помощи опыта показать, что хотя воздух и невидим, его можно почувствовать, создавать ветер, при помощи султанчиков определять его направление;
воспитательные:
- воспитывать ловкость смелость, выносливость;
- воспитывать любознательность, любовь к родной природе;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: письмо, султанчики, вертушки, выносной материал: мячи, лопатки, машины, ледянки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о зиме;
- беседы: «Какой бывает ветер?», «Что делает ветер»;
- опыты: «Дует ветерок», «Сильный или легкий ветерок»;
- подвижные и дидактические игры.
Ход.
- Организационный этап.
Воспитатель.
«Добрый день» мы скажем дружно,
Улыбнуться миру нужно,
Чтобы каждый ощутил
Радость, свет и много сил.
- Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель (обращает внимание на конверт, который лежит на столе). Ребята, смотрите, я нашла письмо. Давайте узнаем от кого же оно.
«Здравствуйте ребята, пишет вам Зимушка-зима, я давно пришла и за вами наблюдаю. Знаю, что вы меня любите: читаете стихи, поете песни обо мне, знаете зимние месяцы, приметы, умеете наблюдать за природными явлениями – снегом, льдом, морозом.
Расскажите мне, что вы знаете о ветре зимой и можно ли с ним поиграть?»
- Поисковый этап.
Воспитатель. О каком природном явлении мы будем говорить?
Неизвестно, где живёт.
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь. (ветер)
– Можно ли поиграть с ветром? (да)
Дети. Расскажем о ветре, поиграем с ним.
- Практический этап.
Воспитатель. Ребята, посмотрите какая красота кругом! Зимушка-зима полностью завладела природой. На дорожках, деревьях, крышах лежит белый пушистый снег, который на солнышке блестит и сверкает.
Смотрите, дети, как интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями, то их гонит ветер, и снежинки разлетаются в разные стороны.
Воспитатель (или ребенок) читает стихотворение «В белом бархате…»
В белом бархате деревня,
И заборы, и деревья.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает.
Воспитатель. Знаете ли вы, что такое ветер?
Дети. Это движение воздуха.
Воспитатель. А еще ветер называют невидимкой. Давайте проведем опыт и узнаем, так ли это.
Опыт «Движение воздуха»
Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение?
Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Воспитатель. Дети, посмотрите, у нас на участке есть вертушки. Что с ними происходит?
Дети. Они крутятся.
Воспитатель. Почему они крутятся?
Дети. Потому что на них дует ветер.
Воспитатель. Давайте поиграем с ветерком. (дети берут султанчики)
Экспериментирование «Поиграем с ветерком».
Цель: обнаружить движение и направление ветра.
Ход: дети поднимают султанчики над головой и наблюдают: если ленточки не шевелятся, значить ветра нет; если ленточки «полетели», то ветер есть. Так же дети наблюдают, в какую сторону «летят» ленточки, в ту сторону дует ветер.
Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь вы можете определить, есть ветер или нет.
Воспитатель. Как ещё мы можем догадаться, что дует ветер?
(Обратить внимание детей, как качаются ветки деревьев, дым из трубы идет в сторону, по небу плывут облака).
Воспитатель. Ребята, вы правильно сказали, что ветер любит играть с деревьями. Он «хватает» их за макушки и стряхивает с них снег и иней. А потом кружит, летит по сугробам. Подхватывает охапку снега и засыпает кустик по самую макушку.
Малоподвижная игра «Превращалочка»
Чики – чики – чики – чикалочка,
Игра – превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
(Дети превращаются в «деревья»)
Наши ноги – это корни,
(Дети топают на месте)
Наше туловище – ствол,
(Дети делают круговые движения туловищем)
Наши руки – это большие ветки,
(Дети поднимают руки вверх)
Наши пальцы – это маленькие веточки!
(Дети растопыривают пальчики)
Подул легкий ветерок. Закачались маленькие, тоненькие веточки на деревьях.
(Дети шевелят пальчиками)
Усилился ветер. Затрепетали, закачались большие веточки.
(Дети шевелят кистями рук)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны.
(Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону)
Но вот утих ветер. Отдыхают деревья от бури.
(Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
Пусть деревья станут снова ребятами!
Воспитатель. Как вы думаете, ветер умеет петь?
Дидактическое упражнение «Как поёт ветер?»
Дети изображают гудение ветра, произнося звук «у».
Воспитатель. Какой бывает ветер зимой?
Дидактическая игра «Какой ветер зимой?»
Цель – научить подбирать относительные прилагательные.
(Примерные ответы детей: ветер зимой – сильный, слабый, ледяной, холодный, злой, колючий, прохладный).
Воспитатель. Правильно, зимний ветер холодный, ледяной, колючий. От сильного ветра прячутся звери и птицы. А как вы, ребята спасаетесь от ветра?
Дети. Нужно деваться тепло, застегивать все пуговицы, надевать шарф и т.д.
Воспитатель. Правильно, в ветреную погоду нужно застегиваться на все пуговицы замки-молнии тоже должны быть застегнуты. Тогда ветер не попадет под одежду, и прогулка станет приятной и полезной. А еще, чтобы не замерзнуть, необходимо активно двигаться. Пора нам поиграть!
Подвижная игра «Ветер и ветерки».
Цель: упражнять в различных видах и способах ходьбы и бега, развитие
внимания, быстроты реакции на сигнал.
Воспитатель – ветер выполняет движения: ходьба и бег в разных направлениях, с разным положением рук, с высоким подниманием колен, с кружением и приседанием, широким шагом, галопом, подбрасывание и ловля султанчика, двумя руками.
Ветерки – дети должны выполнить все движения правильно и четко.
Воспитатель.
Снова нас зовет игра
Поиграем, детвора!
Подвижная игра «Снег и вьюга»
Цель: упражнение в выполнения движений в соответствии с командой, в ориентировке в пространстве, в умении при движении не сталкиваться друг с другом.
По команде «Снег!» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках, передвигаются по всему пространству;
Воспитатель говорит слова:
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
По команде «Вьюга!» – встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
Воспитатель говорит слова:
Завертелась вьюга,
Словно карусель…
Медленно сначала,
А потом быстрей!
Игровое упражнение: «Непоседа – ветерок»
Цель: упражнять в выполнении прыжков на двух ногах, развивать ловкость, координацию движения.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Знает все на свете ветер (машем руками над головой).
Знает, как поет лягушка – ква –ква-ква –
(сесть на корточки и попрыгать, изображая лягушку).
Знает, как шумит ракушка – «шу-шу-шу»
(ладони сложить «лодочкой» и прикладывать то к левому, то к правому уху).
Знает, как кричит ворона – «кар – кар – кар»
(ребенок поднимает руки вверх и машет ими как крылья).
Знает, как мычит корова – «му – му – му»
(Ребенок показывает рога коровы и мычит «му у у у»).
Индивидуальная работа по развитию основных движений.
- Игровое упражнение «По сугробам»
Цель: упражнение в ходьбе с высоким подниманием коленей.
Воспитатель. Всю ночь дул сильный ветер, вьюга кружила снег, намела огромные сугробы. Нам нужно пройти по сугробу, высоко поднимая колени.
- Игровое упражнение «Мяч бросай – зимнее слово называй!»
Цель: Упражнение в бросании и ловле мяча, расширение словарного запаса.
Воспитатель бросает мяч ребенку, он называет «зимнее» слово.
Самостоятельная деятельность детей.
Цель: Развитие самостоятельности, игровых навыков, творческих способностей, умения мыслить и находить правильное решение, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощи, желания играть вместе.
Выносной материал: лопатки для снега, формочки для лепки, ведёрки, санки-ледянки, мячи, машины.
Виды деятельности:
- лепка пирожков и тортиков из снега;
- катание на санках-ледянках;
- сгребание и копание снега лопатами;
- сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Труд.
Воспитатель. Ребята, когда ветер дует очень сильно, он может сломать веточки на деревьях. Посмотрите, сколько веточек упало с деревьев на наш участок. Давайте наведём порядок – соберём все веточки. А из веточек и прутиков сделаем веник.
– Для чего нужен веник? (Подметать).
– Давайте нашем веником расчистим дорожки на участке и сметём снег со стола и скамеек, чтобы нам удобнее было играть.
Рефлексивно–оценочный этап.
О каком природном явлении мы рассказали зиме?
Что узнали нового?
Каким бывает ветер?
Вам понравилось играть с ветерком?
В какие игры играли?
Какое задание было самым интересным?
Какая игра была самой веселой?
Что было самым трудным?
Последующая работа.
На следующей прогулке, расскажем зиме о других природных явлениях, поиграем в подвижные игры, выполним упражнения.