Гайворонская Наталья Сергеевна
учитель-логопед
Денисова Елена Вячеславовна
педагог-психолог
МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода
ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
НАЗВАНИЕ – “ВЕСНА” – конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе ДОУ
НОМИНАЦИЯ – «Методическая мозаика»
РАЗДЕЛ конкурса – Конспекты НОД
Цель: Создание положительной атмосферы, положительного взаимодействия друг с другом.
Задачи психолога:
Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них. Продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние.
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи логопеда:
Упражнять в правильном произношении звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках.
Закреплять умение определять наличие звука [р].
Развивать слуховое внимание и восприятие.
Развивать логическое мышление.
Ход занятия
Логопед: – Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем гостей и друг друга.
Приветствие: «В нашем зале все друзья». (Поем. Звучит музыка)
В нашем зале все друзья (хлопки в ладоши) -и раз, два, три,
Мы и вы, и ты, и я (хлопки в ладоши)- и раз, два, три,
-повернись к тому, кто справа,
-повернись к тому, кто слева
-мы теперь друзья.
-улыбнись к тому, кто справа,
-улыбнись к тому, кто слева
-мы теперь друзья.
-подмигни тому, кто справа, подмигни тому, кто слева
-мы теперь друзья.
-обними того, кто справа,
-обними, того кто слева
– мы теперь друзья.
-Здравствуйте!
Психолог: Мне хочется узнать с каким настроением вы пришли на занятие. Пройдите к доске и повесьте цветочек к тому гному, какое у вас настроение. (радость, злость, робость, самодовольство).
Молодцы, ребята, конечно, некоторые из вас робкие, но в процессе занятия мы над этим поработаем.
Логопед: -Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну эмоций. И там мы найдем что-то волшебное. А подсказкой нам будет картина.
Ой, ребята, а где картина?
Голос:
Ха-ха-ха! Я злой волшебник и хочу быть единственным властелином в стране эмоций. Я разорвал картину и разбросал по всей стране, чтобы люди были злыми, запуганными, не доверяли друг другу, не знали добра и радости. Я не знаю таких смельчаков, которые могли бы найти и собрать кусочки картины. И этим вернуть людям радость, доброту и любовь.
Ха-Ха-Ха! Если найдется такой смельчак, я буду давать подсказки на каждом кусочке картины.
Первая подсказка: кусок картины, находится среди птиц.
Психолог: -Вы готовы помочь? Поможем? – Да. Давайте поищем среди птиц.
Дети отправляются на поиски картины.
Логопед: Мы нашли кусочек картины. Здесь лежит какой-то конверт. И написано задание.
Весной прилетает много птиц. Какие птицы прилетают весной?
Давайте покажем, как летают птицы. (Дети берут птиц за ниточку и дуют на них, стараясь сделать выдох, как можно более длительным и плавным).
Ребята, какие мы молодцы. Птички полетали, а я вам предлагаю произнести чистоговорку:
Ра, ро, ру – красивую птичку в руки беру.
Логопед кладет в конверт текст с 1 заданием и удивляется, потому что видит следующую подсказку. Второй кусочек вы найдете под деревом, которое зимой и летом одним цветом.
Психолог берет кусочек картины и видит там конверт.
Логопед крепит кусочек картины.
Психолог: В конверте телеграмма. И в ней сообщается: «…Ребята к нам едут гости и хотят показать этюды». Мы посмотрим, и вы мне скажете, какие чувства, испытывали герои.
Танец «Чунга-Чанга». Как вы ребята думаете, какое чувство? (Радость).
Этюд «Смелый наездник». Звучит пьеса Д. Кабалевского «Кавалерийская». Ребенок скачет на коне.
Я горжусь своим конем, он летит, как ветер.
Обгоняю я на нем всех, коней на свете.
Как вы ребята думаете, какое чувство испытывает наездник? (Смелость).
Этюд Медвежонок Тим.
Ой, ой живот болит!
Ой, ой меня тошнит.
Я наелся грязных яблок.
Ой, болит!
Как вы ребята думаете, какое чувство? (Грусть).
Этюд Король Боровик, мы проиграем все вместе.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе.
Короля покусали мухи.
Как вы ребята думаете, какое чувство? Какие вы молодцы. (Гнев)
Ребята, вы хотите избавиться от отрицательной эмоции злости. Мы избавимся от неё, громко выкрикнув в «Мешочек злости». И мешочек туго завяжем.
Как ваше настроение?
Положу я телеграмму обратно в конверт.
-Ой, да тут подсказка. Следующую подсказку вы найдете там, где много голубого и журчит вода.
Логопед: У реки сидит рыбак, ловит рыбу.
Ребята, здесь сидит только рыбак и никакой части картины нет. Давайте спросим у него. Здравствуйте, рыбак, а вы не видели здесь у реки кусочек картины?
Видел. Я отдам вам тогда, когда вы выполните мое задание. Пройдемте, покажу.
Перед вами лежат картинки. Ваша задача каждому найти картинку, в названии которой есть звук [р] и назвать ее.
Ракета, роза, самокат, робот, ромашка, книга, ручка, гитара, барабан, машина.
Почему вы не выбрали самокат, книгу и машину? (нет звука [Р]).
Молодцы, все верно! Придется вам отдать кусочек картины.
Рыбак отдает кусочек картины.
Спасибо, рыбак!
И вам всего доброго!
Логопед крепит кусочек картины.
Дети проходят на места, звучит музыка «Метель» и голос Снежной Королевы:
Ха-ха-ха! Не будет вам никакой весны!
Психолог:
Ребята, нам угрожает опасность. Снежная королева хочет вернуть нас в зиму и никогда не будет весны и тепла.
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Снежная королева». Затем показать и сказать какие чувства испытывали Кай, Герда и Снежная королева. Если вы правильно ответите, то Снежная Королева вернет нам кусочек картины и вернется в свои владения, а у нас будет продолжаться весна.
Дети отвечают.
(Звучит музыка «Метель» и выбрасывается кусочек картины). Психолог поднимает кусочек картины и крепит. И дает подсказку:
Вы найдете кусочек картины в цветущем, красивом и ароматном месте.
Логопед с детьми берет кусочек картины. Отдает кусочек картины психологу. Психолог крепит кусочек картины. А логопед берет конверт с заданием.
Смотрите, тут тоже конверт.
Давайте его откроем.
Ребята. Я не могу понять, что здесь написано. Нам предлагают найти ошибки в предложении, исправить их, проговорив правильно предложения. Помогите мне, пожалуйста.
- – Дровами рубят топор.
- – Дорога едет по грузовику.
- – У зебры пятнистая шкура.
- – Фрукты растут в огороде.
- – Страус выше жирафа.
- – Градусник несет врача.
- – Забор красит Рому.
- – Крышка накрыта ведром.
Молодцы, вы справились с заданием и правильно исправили предложения.
Психолог: Ребята, а вы любите играть в песке? Давайте подойдем к песку, погладим его, поздороваемся. Ой, ребята, да ведь здесь последний кусочек картины.
Психолог отдает кусочек картины логопеду. И логопед крепит часть картины.
Психолог: Я попрошу сначала девочек подойти к песочному столу. И на песке нарисовать пиктограммы эмоций, которые вам нравиться испытывать. Какие эмоции вы изобразили? (радость, удивление, спокойствие). (Дети рисуют).
А затем прошу мальчиков изобразить эмоции, которые не нравиться испытывать. Какие эмоции вы изобразили? (Злость, самодовольство, страх). (Дети рисуют).
Спасибо, ребята.
Психолог: Ребята, мы собрали всю картину и незаметно для себя прошли все путешествие и оказались в стране эмоций. Картину мы собрали, но мы не вернули жителям страны их добрые эмоции. Теперь мы знаем, в чем спрятал злой волшебник добрые эмоции жителей страны. Картина – это же просто подсказка.
Логопед: -Но где же сундук? Ребята, давайте внимательно посмотрим вокруг.
(Находим сундук, открываем, улыбки на палочке).
Психолог: -Дети, улыбки помогают нам быть добрыми, радостными, счастливыми, отзывчивыми. Давайте подарим эти улыбки жителям страны.
(Кладем улыбки назад в сундучок).
Логопед: -А нам пора отправляться домой, в наш любимый детский сад.
– Вы устали? (Устали).
Сядьте поудобней на стульчики, закройте глазки и представьте, что вы лежите на берегу моря. Никого нет рядом, только птицы поют, волны бьются о берег и шумит ветер. Солнышко постепенно пригревает, ваши ручки, ножки, глазки – все тело расслабленно, вам хорошо. Не хочется двигаться, вдали слышен шум моря.
Волны набегают одна на другую, пенятся, если вытянуть носочки, то можно кончиками пальцев дотянуться до воды. Под ладошкой теплый песок, мягкий, он просачивается сквозь пальцы. Вам легко, спокойно, хорошо. Высоко над головой шумит ветер – жарко. Вы потихоньку потягиваетесь, ручки, ножки напрягаются. Я досчитаю до трех и вы откроете глазки. Один, два, три. Открывайте глазки. Отдохнули? Теперь можно вставать.
Психолог: -Ребята, я хочу вас спросить: какие чувства вы испытываете теперь? Пройдите, пожалуйста, к гномам и перевесьте цветы, если в этом есть необходимость.
Дети вешают цветы к гномам.
Рефлексия:
Логопед: Понравилось путешествие? Что запомнилось?
Психолог: Мы сегодня поиграли и чуть-чуть добрее стали.
Скажем «спасибо» друг другу,
«Спасибо» теплому, доброму кругу.
Всем «спасибо»! И до новой встречи!