Баранник Лариса Викторовна
Данилова Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ С РЕБЁНКОМ ПО МЕТОДИКЕ DIR FLOORTIME
Флортайм терапия была разработана детским психиатром, доктором медицинских наук Стенли Гринспеном и доктором философии Сиреной Видер. Основной целью методики является развитие тёплых и крепких взаимоотношений с ребёнком аутистом. Данная интервенция называется Floortime (англ. floor – пол, time – время), поскольку родитель садится на пол вместе с ребёнком и взаимодействует с ним на его уровне. Floortime является альтернативой методики АВА, а иногда может использоваться в комбинации с АВА терапиями. Методику успешно используют при общении с детьми раннего возраста, подростками, а также взрослыми.
Терапия нацелена помочь детям с аутистическим спектром достичь шести основных принципов эмоционального и интеллектуального развития, а именно: самоконтроль и интерес к миру, близость и активное участие в общении к окружающему, двусторонняя коммуникация, сложная коммуникация эмоциональные побуждения, эмоциональное мышление.
Флортайм не рассматривает речь, когнитивные и функциональные навыки по отдельности. Терапия использует и направляет эти умения комплексно на эмоциональное развитие ребенка.
Как работает терапия Флортайм?
Сама по себе терапия всегда проводится в спокойной обстановке, где ребёнок чувствует себя комфортнее и безопаснее всего. Это может быть либо дом, либо специализированный центр, детский сад. Сеанс терапии длится от двух до пяти часов каждый день. Такого времени достаточно чтобы провести инструктаж родителям или опекунам, а также провести остаток времени в непосредственной интеракции с ребёнком. В процессе терапии родитель присоединяется к ребёнку во время игры или другой активности в которую он вовлечён, начиная подражать его поведению и примеру игры. Затем родитель поощряет ребёнка на более сложные формы взаимодействия.
Пример:
Если ребенок стучит по полу игрушечным грузовиком, родителю следует также постучать по полу игрушечной машинкой или самолетом. Затем можно поставить эту же игрушку в поле зрения ребенка, как бы поощряя его взять ее и при этом использовать вербальную коммуникацию в игровой форме. Такое поведение побуждает ребенка к ответной реакции и вниманию к происходящему.
Чтобы расширить рамки и возможности ребенка-аутиста необходимо лишь подстроиться под его мироощущение, дать ребенку понять, что мы из его “стаи”, а также показать ему возможности вербальной и невербальной коммуникации нашего мира, чтобы ему было намного проще жить и развиваться в существующей социальной среде.
Список литературы
- Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления/ С.Гринспен, С.Уидер. М.:Теревинф, 2013.512с.
- Гринспен С., Селмон Ж. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям «трудных» типов. М.: Ломоносовъ,2010.с.464с.
- Морозова С.С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. Ч.I, ч.II. М., 2004
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/ Под общ.ред. А.В. Хаустова. М.:ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,2016.125с.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ