«ПОИГРАЙ-КА!» Конспекты игр занятий для дошкольников 4-5 лет

0
4942

Всероссийский ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «МЕТОДИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» 20 марта – 20 мая 2021 г.

Ватлина Мария Ивановна,

педагог-психолог

МДАОУ «ДСК №60», станица Полтавская,

Красноармейский район, Краснодарский край

Психологическая игротека

«ПОИГРАЙ-КА!»

Рекламное сообщение     

Конспекты игр занятий для дошкольников 4-5 лет

Цели:

развитие коммуникативных навыков, умения работать в парах, группе;

 – создание положительной атмосферы, благоприятного настроя;

– развитие умения оказывать внимание сверстникам;

– повышение самооценки, значимости ребенка перед другими детьми;

– развитие внимания, памяти, быстроты реакции;

– уменьшение тревожности.

ЗАНЯТИЕ 1

Игра «Доброе утро»

Психолог предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга. Надо назвать свое имя, сказать: «Доброе утро!» – и передать мяч соседу.  Начинает психолог.

Игра «Как я смеюсь»

Психолог предлагает детям встать в круг и, бросая мяч, предлагает детям показать, как они смеются, когда:

–  их щекочут,

– они смотрят мультфильм, как играют котята, выступает клоун, светит солнце и т.д.

Игра «За что меня любят…»

Психолог катает мяч и предлагает каждому по очереди рассказать, за что его любит мама, папа, бабушка (дедушка), брат (сестра), друг (подруга) и т.д.

Игра «Держи мяч»

Психолог делит детей на пары и дает каждому из них мяч или шарик. Детям нужно не уронив донести его до назначенного места, удерживая спинами, животами, руками и т.д.

Игра «Рисунок на спине»

Психолог предлагает детям закрыть глаза. Подходя к каждому, психолог рисует пальцем на спине детей геометрические фигуры, дом, забор, солнце и т.д. Детям нужно отгадать, что нарисовал психолог. Затем дети разбиваются по парам. Один из детей пальцами рисует на спине другого то, что рисовал психолог. Ребенку нужно угадать, что рисуют на его спине. Затем дети меняются местами.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Ласковое имя»

Психолог предлагает детям встать в круг. Дети передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”, сердечко), называя друг друга ласковым именем и говоря доброе утро. Потом психолог предлагает детям передать по кругу улыбку.

Игра «Лицом к лицу»

Каждый находит себе пару. Психолог называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к голове» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда психолог говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару.

Игра «Комплименты» 

Дети сидят в кругу. В центре круга ставится стульчик и на него садится ребенок. Психолог и остальные дети говорят комплимент сидящему на стуле ребенку. Потом на стул садится другой ребенок, и дети говорят ему комплименты. Так по очереди проходят все дети. В конце на стул садится психолог, и дети говорят комплименты ему.

Игра «Передай игрушку по кругу»

Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала передается большая игрушка, затем маленькая. Постепенно увеличивается скорость передачи. Задача детей не уронить игрушку. Когда психолог скажет: «Всё наоборот», игрушки передаются в обратном направлении.

Игра «Насос и мяч»

Дети разбиваются по парам. Один из детей мяч, другой насос. Мяч садится на корточки, а насос его накачивает, произнося «с-с-с». По мере накачивания мяч поднимается. В конце психолог становится мячом, а дети его «надувают».

Игра «Погодный массаж»

Детям необходимо на спине другого ребенка пальцами рисовать дождик (постукивающие движения), солнце (плавные вертикальные поглаживания), ветер (горизонтальные поглаживания). Психолог со временем увеличивает скорость рисования.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 3

Игра «Доброе животное»

Участники встают в круг, берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Игра повторяется несколько раз.

Игра «Ха – ха – ха! Хе – хе – хе!» 

Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Психолог показывает следующее:

  • 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»
  • 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»
  • 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»
  • 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»

Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза.

Игра «Я могу»

Психолог предлагает детям сесть в круг. Одному из детей на стульчик в центре и, продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы. Затем на стульчик садится другой ребенок и т.д.

Игра «Здравствуй»

Психолог делит детей на пары. По команде взрослого дети начинают ходить по комнате и «здороваться» друг с другом следующим образом: один хлопок – пожимают руки, два хлопка – касаются друг друга плечами, три хлопка – касаются спинами.

Игра «Воздушный шарик»

Все участники сидят в кругу. Психолог говорит: «Представьте, что мы сейчас будем надувать шарик. Вдохните и надуйте щеки. А теперь медленно выдыхайте воздух, представляя, что надуваете шар». Игра повторяется несколько раз.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 4

Игра «Здравствуйте»

Психолог и дети стоят в кругу. Каждый ребенок здоровается по очереди с помощью жестов, остальные повторяют за ним.

Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Дети стоят в парах.  Когда психолог произносит фразу: «Мои руки хороши», дети показывают свои руки, когда произносит фразу: «А у соседа лучше», дети дотрагиваются до названой части тела товарища. Далее руки заменяются на ноги, уши, плечи и т.д.

Игра «Лучики солнышка»

Дети вместе с психологом встают в круг и одну руку протягивают в центр, укладывая ладошки друг на друга, как лучики солнышка. Психолог произносит: «Мы лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других и согреваем все вокруг. А теперь давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше тепло наполнило наш кабинет».

Игра «Передай клубочек»

Психолог и дети садятся в круг и передают друг другу клубочек. Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому, которому попадает клубочек.

Игра «Поварята»

Все встают в круг – это кастрюля. Психолог говорит: «Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, мор­ковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.)» Психолог по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, сле­дующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Когда все «компоненты» окажутся в кастрюле, психолог перемешивает их.

Игра «Винт»

Психолог говорит: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будем свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! … Стоп!».

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 5

Игра «Дружба начинается с улыбки…» 

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. Начинает психолог.

Игра «Дотронься до…»

Психолог говорит: «Ребята, хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цве­та одежда». Затем предлагает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участ­ников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Передай сердечко»

Дети садятся по кругу и передают друг другу сердечко. Тот, кто передают сердечко, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает сердечко.

Игра «Животные»

Психолог раздает половине детей картинки с изображением животных. Остальным детям психолог на ухо говорит, чтобы они изобразили, как «говорят» животные, изображенные на картинках. Дети с картинками подходят к тем, кто позвал голосом изображенного на картинке животного.

Игра «Солнечный зайчик»

Психолог говорит:  «Ребята, представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 6

Игра «Приветствие с колокольчиком»

Дети стоят в кругу. Психолог подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, имя ребенка, мой дружок!». Потом ребенок берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

Игра «Передай движение по кругу»

Сначала дети и психолог передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, стопку кубиков, горящую свечу. В конце упражнения все берутся за руки. Психолог, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к психологу.

Игра «Мяч в руки»

Психолог по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», «За что ты любишь маму, папу?»

 Игра “Разноцветный букет”

Психолог предлагает детям выбрать, кто каким будет цветком, и раздает изображения цветов. Затем психолог предлагает объединиться детям в букет и называет пару цветов. Далее дети сами находят себе пару для букета, объясняя свой выбор. Затем все “букетики” объединяются в один “букет”, обнимаются и устраивают хоровод цветов.

Игра «Стихия»

Психолог объясняет детям, что есть четыре стихии – вода, воздух, огонь и земля. Задача детей по команде психолога «земля» – опустить руки вниз, «воздух» – поднять вверх, «вода» – вытянуть руки вперед и делать ими плавательные движения, «огонь» – вращать кистями рук.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 7

Игра «Передай настроение»

Психолог приглашает детей встать в круг, взяться за руки. Психолог: «Дети, посмотрите, как сияют ваши глазки, словно солнышки. Попробуйте передать свое настроение соседу справа. Для этого поднимите правую руку и положите на плечо соседу справа, улыбаясь ему. Психолог начинает, дети продолжают.

Игра «Незнайка»

Психолог говорит: Ребята, я попытаюсь вспомнить, как вас зовут. Если я правильно назову ваше имя, вы мне похлопаете, если неправильно – потопаете и назовете правильно свое имя.

Игра «Потерялась девочка (мальчик)»

Дети сидят в кругу. Психолог «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик) …» – и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно сказать: «Это я себя нашла (нашел)»

Игра «Угадай, кто позвал»

Дети стоят по кругу, в центре — водящий. Психолог предлагает водящему закрыть глаза, затем дотрагивается рукой до одного из играющих и тот называет по имени ребенка, стоящего в центре. Если водящий правильно отгадал, то они меняются местами. Если ошибся, то вновь закрывает глаза и игра продолжается. Через не которое время водящего меняют.

                                                    Игра «Маленькие деревца»

Психолог предлагает детям путешествие в лес, где каждый сможет превратиться в маленькое дерево. Говорит: «Возьмите, пожалуйста, два листа того цвета, который вам нравится. Представьте, что вы – деревья: ваши ноги – это корни, которые глубоко входят в землю, ваше тело – ствол, руки – веточки. Поднимите руки вверх и выполняйте движения».

– Маленькие деревца очень хотят вырасти и стать высокими и стройными. Поэтому они всеми своими веточками и листиками тянутся к солнышку. (Дети выполняют действие.)

– Вот прилетел веселый ветерок, и деревья начали играться с ним. Они наклонялись то влево, то вправо, то опять выравнивались. Когда ветерок усиливался, их ветви склонялись до земли – и вновь выравнивались.

После этого психолог дает детям возможность постоять, опустить «веточки» и медленно подвигаться.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

ЗАНЯТИЕ 8

Игра «Ветер дует на…»

Со словами «Ветер дует на…» психолог начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Игра «Запрещенное движение»

Дети стоят полукругом. Психолог обращается к детям: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять мои движения, если я скажу слово «пожалуйста», если не скажу, то повторять не надо».

Игра «Назови себя»

Психолог предлагает каждому ребёнку представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра «Слепой танец»

Психолог: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будит «слепой». Другой остается «зрячим» и может водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и пройдите по комнате. Теперь поменяйтесь ролями.

Игра «Ласковые ладошки»

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. При этом дети могут говорить друг другу комплименты.

Рефлексия занятия:

Психолог спрашивает детей, во что им больше всего понравилось играть, какое у них настроение после игры, что было не интересно и почему, что вызывало затруднения?

Игра «До свидания»

Психолог предлагает детям встать в круг и попрощаться друг с другом, говоря «До свидания!» и ласково называя того, к кому обращается, и передать (цветок, «волшебную палочку», сердце), и сказать комплимент.

Используемая литература

  1. О.В. Хухлаева. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки – «Интермедиатор», 2016 — (Психологическая работа с детьми).
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,
    -96 с.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
  4. А.В. Черняева. Развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет: тематическое планирование, вариативные развивающие занятия, педагогическое взаимодействие. – Волгоград: Учитель. – 67с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь