Конспект музыкально-ритмического занятия с элементами арт-терапии
Пустоварова Ирина Геннадьевна
Джафарова Натаван Алиевна
Чуркина Галина Николаевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС №22 «Улыбка»
Старооскольского городского округа
Название темы: «В ритме снежного вальса»
Возраст детей: дети 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников с ТНР в процессе использования музыкальной и танцевальной терапии.
Задачи: развивать образно-пластическое творчество в процессе свободной импровизации движений; обеспечивать психологическую разрядку посредством синтеза музыки, танца, поэзии; прививать любовь к классической музыке.
Планируемые результаты: знания, умения, навыки и качества, которые закрепят дети в ходе занятия.
Образовательные ресурсы: мультимедийные (презентация «Зимние фантазии»); литературные: музыкальные: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; «Декабрь» П.И.Чайковского»; («Зима» -1ч.) «Времена года» А. Вивальди; вальс «Зимняя сказка» Ф.Шопен).
Оборудование и материалы: компьютер, видеопроектор, снежинки, фигурки балеринок, карусель, бело-голубые вейлы, белое полотно.
Предварительная работа: беседы о зимнем времени года, просмотр иллюстраций на тему «Зима»; разучивание танца «Метелица».
Вид занятия: коррекционно-развивающий.
Ход занятия. Организационный момент
Дети входят в зал. Музыкальное приветствие. Звучит «Зима» А. Вивальди.
М.р.: Слышите? Какая красивая звучит музыка, будто сама зима взяла волшебную кисточку и рисует свои зимние мотивы. Мне так хочется не только послушать ее еще раз, но и увидеть музыку зимы. А вы хотите? (Да).
М.р.: Тогда предлагаю оправиться в путь, в царство волшебницы Зимы. Чтобы Зимушку найти, нужно по заснеженным тропкам вам пройти.
Музыкально-ритмические упражнения.
По заснеженной дорожке
Скачут, скачут наши ножки. Поскоки
Спинку прямо, грудь вперед.
И идем вперед-вперед!
А сейчас скользим по льду
Вас сейчас я догоню. Скользящий шаг
А теперь через сугробы,
Поднимаем дружно ноги. Шаг с высоким подъемом ног
Мы попрыгаем немножко
И стряхнем снежок с одежки. Прыжки
Молодцы!
М.р.: Вот и пришли мы в царство матушки Зимы. Давайте сядем, посидим и на зиму поглядим.
Дети садятся на мягкие модули и слушают произведение «Зима» А. Вивальди еще раз и одновременно просматривают на экране.
М.р.: А сейчас я вам расскажу сказку.
«Зимняя сказка» Музыкальное моделирование
- Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила зима. На улице злющий-злющий мороз!». («Декабрь» П.И.Чайковского»).
- Формирования состояния покоя, защищенности: «С неба летят легкие снежинки». Они медленно опускаются на вашу ладонь. (Дебюсси «Танец снежинок»)
- Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном вальсе». («Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского). И я предлагаю девочкам взять снежинки и покружиться в танце.
Импровизация на тему «Вальс снежных хлопьев»
М.р.: Расскажите, какие снежинки?
Дети: лёгкие, белые, мягкие, блестящие, изящные, сверкающие, маленькие, пушистые, весёлые, серебристые.
М.р.: А какой танец они танцевали?
Дети: Вальс.
М.р.: Какая музыка по характеру? (красивая, мягкая, легкая, плавная, кружащаяся, светлая, вальсовая, танцевальная).
М.р.: Ой, ребята, посмотрите! (Обращает внимание детей на экран). Кто это? Дети: Снеговик.
Психогимнастика «Снеговик» (направленная на снятие напряжения).
Мальчики «превращаются» в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.
М.р.: Но тут выглянуло солнышко, его лучи коснулись снеговика, и он начал таять. Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Вальс «Зимняя сказка» Ф.Шопена).
М. р.: Ой, а у меня руки леденеют. Да эта снежинка волшебная. У нее сила сильная – морозильная. Если музыка звучит, снежинка по кругу летит. а если молчит, снежинка на ладошке лежит, не тает, а в ледяную фигуру нас превращает.
Игра «Ледяная фигура» (Под веселую музыку дети передают снежинку. С окончанием музыкального фрагмента, у кого в руках оказалась снежинка – тот превращается в ледяную фигуру).
М. р.: А теперь ребят нужно «разморозить». Как нам это сделать? (Согреть теплым дыханием). Дети дышат на «ледяные фигуры» (приоткрытым ртом на звук «о» – согревающий звук), они медленно «оттаивают».
М. р.: Фигуры наши все согрелись
И в нежном танце завертелись.
Танец с вейлами и белым полотном «Метелица»
М. р. (показывает бумажную снежинку): Дети, а давайте сделаем так, что наши снежинки превращаются в снежинок-балеринок. (Под вальс «Зимняя сказка» Ф.Шопена дети берут снежинки – юбочки и надевают их на балеринок, прикрепленных к маленькой карусели. Карусель кружится, снежинки – балеринки танцуют).
М. р.: Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Обратите внимание на экран, кто еще рад вашим успехам? Снеговичок. Он за ваши старания дарит вам улыбку! Давайте и мы подарим Снеговичку улыбку!
Заключительный этап
Релаксация «Поза покоя».
Дети садятся ближе к краю стула, опираясь на спинку стула, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставлены.
Произносят медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно –
Расслабление приятно.
М.р.: Хорошо на зимней полянке, да только холодно зимой и нам пора возвращаться в детский сад. Под музыку дети благодарят музыкального руководителя, пропевая: «Спасибо -До свидания» и уходят в группу.