УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому эта проблема рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; дает верные духовно- нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников, поэтому в своей практике этой проблеме уделяю особенное внимание.
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование устного народного творчества в целях развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для дошкольников фольклорные жанры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно – речевой и игровой деятельности.
Надо отметить, что в данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования лексико-грамматического строя речи, а также для речевого самовыражения ребенка.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Лексико-грамматический строй речи дошкольников посредством устного народного творчества в своей деятельности формирую: на занятиях; в играх – драматизациях; в общении во время режимных моментов и обычных условиях, а также с помощью специалистов (логопеда, музыкальный руководитель), родителей.
Например, словарную работу рассматриваю как систему планомерно проводимых занятий с целью формирования и расширения у детей лексического запаса. Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности, познают предметы и явления действительности, анализируют, сравнивают их между собой, учатся абстрагировать свойства и качества, накапливают словарь и расширяют его за счет практического овладения навыками словообразования.
Первый период обучения отличался тем, что дети быстро утомлялись, отвлекались, не умели вслушиваться в звучание слов, поэтому в течение первого месяца занятия были короткими. Более чем у половины детей наблюдалось снижение работоспособности, они продуктивно работали не более 10-15 мин.
Приобретенные знания, речевые навыки и умения ежедневно закреплялись практически всеми специалистами: воспитателем, логопедом, музыкальным руководителем.
В процессе занятий с дошкольниками уточняла и обогащала лексику детей, делала их речь грамматически правильной, в то же время способствовала развитию и повышению интереса к произведениям устного народного творчества, раскрывала их многообразие и богатство.
Как правило, на первых занятиях даю представление детям о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм. Также подвожу детей к определению жанровых особенностей загадки, ее отличия от пословицы, стихотворения, сказки. Далее решается задача уточнения представлений о жанровых особенностях и назначении малых фольклорных форм: потешек, песенок, загадок, скороговорок, пословиц, затем продолжаю учить детей и составлению сказок, рассказов по пословице. С одной стороны, это способствует более глубокому пониманию значения пословицы, а с другой – формирует у детей умение соотносить названия текста с содержанием, а также способствует подбору языковых средств в соответствии с жанром. Тем самым, развивается лексико-грамматический строй языка.
На одном из первых занятий предлагаю детям составить рассказ по пословицам «Трусливому зайке и пенек – волк» и «Едет Емеля целую неделю» с целью выяснения, понимают ли дети значение и содержание пословиц и знают ли, когда их следует употреблять. Отмечаю, что необходима конкретность для составленных по пословице рассказов и сказок. Вот пример: «Он же зайчик и боится волка. Волк черный и пенек черный. Поэтому боится. Волк спрятался. Заяц его не видит, а боится». «Идет человек пешком. Другой его ждет неделю. Думает, что он на поезде едет. Он пешком, долго. А тот ждет, ждет». «Просыпается девочка ночью и хочет пить. Идет на кухню. Там висит пальто, было темно. Девочка думала, это Кощей Бессмертный. Испугалась и побежала. А мама сказала: «Трусливому зайке и пенек – волк».
Пословицы заучивали наизусть. Учила, поощряла использование в общении пословиц, загадок, потешек, скороговорок.
В процессе занятий заметила, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Это объяснялось тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание.
На начальном этапе учила детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их. Позже обращала внимание на сочный, колоритный язык загадки, учила понимать целесообразность использования выразительно изобразительных средств. Например, предлагала загадку «Дедушка без топора мост мостит». Цель: активизировать глагольный словарь, развивать речевую память, воспитывать интерес к загадкам, народному творчеству. Спрашивала: «Как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится?» Затем загадывала еще одну загадку о Морозе, обращая внимание детей на то, что делал? Что будет делать Мороз?
Ночью стекольщик во двор заходил,
Каждую лужицу льдом застеклил. Утром над городом солнце взошло, Мигом растаяло это стекло. |
Ночью стекольщик снова придет,
Глянет на лужи, руками всплеснет, Палкой кому-то во тьме пригрозит, Каждую лужицу вновь застеклит. |
После анализа второй загадки, спрашиваю детей: какая загадка из двух предложенных им больше понравилась и почему? Предлагаю подобрать определения к слову «мороз», вспомнить другие загадки на эту тему. Загадки заучивали наизусть.
Позже, когда дети усвоили жанровые особенности метафорических загадок, предлагаю им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности. Приведу несколько примеров:
«По небу летает, крылышками машет» (птичка).
«Колючий- преколючий, как колючка» (ежик).
«Солнышко, которое горит каждый вечер» (лампа).
Когда у дошкольников уже накопился некоторый запас пословиц и поговорок, предлагаю им подобрать соответствующую пословицу по содержанию и идее определенной сказки, например, на занятии по чтению сказки «Три поросенка». После чтения текста обратилась к детям: «Скажите коротко, о чем сказка «Три поросенка»? Вспомните пословицы, которые бы подошли к этой сказке». Дети назвали следующие: «Всякое дело мастера боится», «Друг познается в беде», «Что посеешь, то и пожнешь».
Следующие занятия провожу, с целью оказания помощи детям в осознании переносного значения слов и словосочетаний (метафор, фразеологизмов), подвести их к пониманию этимологии слов, выражений. Например, говорю детям: «В нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. Зарубить на носу – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?». К каждому занятию обязательно использую юмористические картинки, рисунки, как для фронтальной работы, так и индивидуальной (раздаточный материал).
В своей деятельности стремлюсь, чтобы услышанные поговорки, загадки входили в активный словарь детей, побуждала использовать их в повседневной жизни.
Обеспечивая принцип смены видов деятельности, включаю в занятия пальчиковую гимнастику, подвижные игры. Предложенные игры и упражнения дети нередко самостоятельно организовывали на прогулках или во время свободного времени. В этих моментах отмечаю положительные стороны, поскольку принятие детьми предложенных нами речевых упражнений является еще одним шагом к овладению лексико-грамматическим строем речи. Учитывая связь мелкой моторики с развитием речи, различные упражнения пальчиковой гимнастики позволяли детям запоминать сопутствующий движениям текст, произносить его, тем самым, стимулировалась инициатива речевого общения, развивались познавательные психические процессы. Подвижные игры и пальчиковая гимнастика опирались на материал произведений устного народного творчества. Приведу пример.
Подвижная игра «Волк и семеро козлят».
Цель: развитие положительных эмоций, закрепление умений произносить все необходимые слова точно и четко.
По считалке выбирается волк. Волк сидит в центре круга, а козлята вокруг идут в хороводе и весело проговаривают (выучили заранее, как домашнее задание):
Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело стоят. Весело всезнайке, весело бодайке, Весело топтушке, весело болтушке, Весело дразнилке, весело мазилке, |
И, конечно, весело кричалке.
Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться, Прыгать и бодаться! |
Волк от песни и шума просыпается и бежит ловить козлят. Испугавшись, они разбегаются в разные стороны и прячутся. Волк старается поймать как можно больше козлят. Пойманных козлят уводит к себе в «лес».
Пальчиковая гимнастика «Собака».
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. |
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. |
Пальчиковая гимнастика «Петушок».
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой. |
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. |
Для развития грамотной речи с использованием предлогов, глаголов использую для этой цели инсценировки. Например, инсценировали сказку «Колобок».
Предлагала детям вспомнить, какие они знают сказки, стихотворения, загадки, потешки, поговорки. Затем на этом речевом материале проводила работу по формированию навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, из сказки «Колобок» предлагала детям вспомнить всех персонажей: бабушка, дедушка, заяц, медведь, волк, лиса, колобок. После чего дети преобразовывали слова в уменьшительно- ласкательную форму (бабушка- бабуля, заяц- зайчик, лиса- лисичка, волк- волчок, колобок – колобочек).
Считаю, что формировать у дошкольников правильную грамотную речь возможно лишь практическим путём, поэтому большое внимание уделяю пересказу сказок. Но вначале читаю, а чаще рассказываю сказки. Организовываю чтение так, чтобы детям было интересно. Чтец бывает, как правило, в народном русском костюме. Если сказку читаю вечером, зажигаем свечи. Играет тихая музыка. Иногда дети слушают сказки в записи. При таком эмоциональном восприятии детям легче пересказывать. Они стараются говорить сложными предложениями, подбирая слова – определения: «кумушка-лиса», «веселые зайцы», «братец Иванушка», «хитрый волк». Используют приставочные глаголы: перешёл, подбежал, перенесли, улетели, поискали-поискали и т.д.
Предложения были законченными по смыслу и интонационно. Ошибки в согласовании и управлении в предложениях встречались не часто.
Широко использую в своей работе также игры – драматизации, чтение художественных произведений и малых фольклорных форм.
При использовании игр – драматизаций побуждаю детей говорить, незаметно вмешиваясь, в их деятельность и таким образом направляя и совершенствуя их речь. Умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать ситуацию, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая сторона речи. Диалог персонажей ставил дошкольников перед необходимостью ясно, четко, понятно излагать свои мысли. У них улучшалась диалогическая и монологическая речь, ее грамматический строй, они начинали активно пользоваться словарем разных частей речи из выученных сказок, пословиц, загадок, поговорок.
Постепенно речь детей становилась более полной, правильной, обогащается их словарный запас, повышается интерес к сказкам. Они стали детям близки, проникали в их жизнь, игры. Хорошо восприняв и прочувствовав сюжет сказки, ребята начинали ее драматизировать. Они наряжались, изображали героев, вели диалог, передавали манеру и поведение героев сказок, широко используя сказочные обороты и выражения, последовательно воспроизводили сюжет. В этих играх они активно пользовались правильной речью. Творчество детей проявлялось в правдивом обыгрывании сюжета и ролей.
За время работы над сказками, дети обогащали свой словарь, шла работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяли словарный запас, помогали верно, строить диалоги, предложения, влияли на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно было воспитать речь детей эмоциональной, образной и красивой. И этому, как ничто другое, способствовала работа над постановкой сказок. Драматизация сказки способствовала и развитию просодической стороныречи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что использование сказок является эффективным средством обогащения речи детей, усвоением ими лексико-грамматического строя языка. Лексика у детей значительно расширилась, обогатилась как количественно, так и качественно. Существенную роль в этом сыграло практическое овладение ими навыками словообразования (суффиксальный способ, префиксальный и суффиксально-префиксальный). Помимо номинативного (существительные) словаря резко возрос процент прилагательных (яркий, тусклый, звонкий, тихий, прекрасная, прелестная, золотая, волшебная); причастий (мытый, бегущий, прыгающий, прибежавший, убежавший); дети стали чаще использовать приставочные глаголы (прибежал, прискакал, ускакал, выехал, приехал, пришел, ушел, зашел); антонимы «У волка хвост длинный, а у зайца короткий»; «У большой мамы- медведицы шерсть густая, теплая, у медвежонка маленького шерстка редкая и холодная»; синонимы «Кристина сегодня очень веселая, радостная, счастливая».
Таким образом, в процессе работы был выбран развивающий потенциал устного народного творчества. Использование вопросов и загадок, дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики и различных видов театрализованной деятельности на материале фольклора позволили оптимально организовать процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, т.е. была проделана огромная работа, в результате которой отмечена позитивная динамика.
……..
Голубева Нина Вячеславовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Никольское
МО «Енотаевский район»