Кондрашева Юлия Викторовна
Прудских Эльвира Викторовна
Шорстова Валентина Федоровна
воспитатели
МБДОУ ДС 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя.
Аутизмом принято считать форму нарушения контактов, при этом происходит уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний.
В настоящий момент все больше и больше стало появляться в детских садах детей страдающих аттическим расстройством.
Дети аутисты отличаются от обычных детей, у них свой взгляд, как бы сказать «погруженный в себя». Они имеют безразличное отношение к окружающему миру, их взгляд трудно поймать на себе, он смотрит, как будто сквозь тебя.
Очень трудно привлечь внимание этих детей к образовательной деятельности, их не интересуют игры и нет особого интереса к любой из видов деятельности. Эти дети зачастую остаются равнодушными, от них не дождешься какой-либо реакции, а тем более улыбки. Все их движения однообразны, обычно это перекладывание предмета из руки в руку, или перемещение предмета с места на место.
Речь, как правило, у таких детей отсутствует. Движения аутичных детей необычны, как правило, шум окружающего мира для них представляет некий страх, и реакции на страхи выражаются в виде крика, плача, ребенок старается найти место, где можно будет спрятаться.В большинстве случаев причина появления у ребенка аутистического расстройства непонятна, у них есть хромосомные аномалии, но при рождении они признаются нормальными.
Детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Внешние проявления синдрома детского аутизма следующие:
– предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации. Характерные трудности установления глазного контакта;
– стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразными действиями –моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание руками;
– особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее коммуникативной функции.
Детей с расстройством аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и снижением интеллекта. Наиболее распространенным синдромом является РДА (ранний детский аутизм), диагностируемый обычно в возрасте до 3-х лет. – расстройство, возникшее вследствие нарушения развития головного мозга с выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения и ограниченными интересами. Основным его признаком, с точки зрения большинства исследователей, является особое патологическое состояние психики, при котором у ребенка наблюдается отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний. Он пассивен, замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающим, отстраняется от телесного контакта. Он как бы не замечает других людей, как бы экранирует, не принимает педагогическое воздействие. Эмоции слабо дифференцированы, смазаны, элементарны. Умственное развитие варьирует от глубокой патологии до относительной, но недостаточно гармоничной нормы.
Таким образом, на основе особенностей развития детей с РАС можно сделать следующие выводы:
дети обладают узким кругом общения со сверстниками и взрослыми,
познавательный интерес и коммуникативные потребности не актуализированы, «модель», строящаяся на целостном восприятии от анализаторов, как правило, искажена в связи с анамнезом.
Основными поведенческими проблемами аутичных детей являются страхи, агрессия, стереотипии, ограниченные интересы и др. Они возрастают при неадекватном подходе к ребенку и уменьшаются при выборе форм взаимодействия, которые доступны для него.
Эмоционально-поведенческие нарушения есть у каждого ребенка с РАС, они разнообразны по степени выраженности, частоте проявлений, интенсивности. Но даже незначительные нарушения эмоциональной сферы могут привести к трудностям социальной адаптации.
Для коррекции поведения детей с РАС используются различные методы. Одни методы разработаны специально для коррекции поведения детей с РАС, другие – позволяют осуществлять коррекцию поведения опосредованно. Наибольшей эффективности в коррекционной работе можно добиться при грамотном комплексном использовании данных методов.
Одним из наиболее активно применяемых подходов в мире является прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA). Он изучает влияние факторов окружающей среды на поведение и возможность изменения этих факторов с целью изменения поведения человека.
Основная цель ABA-терапии – коррекция поведения ребенка с РАС и формирование социально-значимых навыков.ABA позволяет систематически изучить поведение ребенка с РАС, объективно измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и составить план коррекции.
Следующей распространенной технологией является коммуникативная система обмена изображениями. В основе метода PECS лежит основной принцип ABA: для возникновения коммуникативного действия должно существовать мотивационное условие. PECS позволяет быстро приобрести базовые навыки коммуникации, в результате чего социальное взаимодействие для ребенка с РАС становится более доступным. Тем не менее, есть ограничения в использовании данного метода. PECS не подойдет ребенку, если у него нарушено зрительное восприятие, имеются моторные затруднения; если он не переносит физический контакт или его возраст меньше 4-4,5 лет.
Цель программы TEACCH – это создание условий для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни ребенка с РАС.В основе TEACCH лежит структурированное обучение. Это определенная система организации обучающей среды, в которой происходит формирование навыков.Достоинства программы TEACCH: создание комфортной среды для ребенка, которая уменьшает его стресс и снижает негативные поведенческие проявления. Недостатки: ребенку настолько комфортно в его среде, что в другой обстановке он может чувствовать себя неспокойно, тревожно; TEACCH не обеспечивает достаточного высокого уровня адаптации к реальной жизни.
Модифицированная холдинг-терапия разработана кандидатом психологических наук М.М. Либлинг. Цель холдинг-терапии – создание и закрепление эмоционального контакта ребенка с матерью, на основе которого в дальнейшем будут формироваться более адекватные отношения ребенка с окружающими его людьми.
В отечественной дефектологии для помощи детям с РАС был создан эмоционально-смысловой подход школы К.С. Лебединской.Основная цель подхода – повышение уровня адаптации путем введения эмоциональных смыслов, элементов совместного переживания; развитие осмысленного понимания окружающего мира.
Рассмотрим метод, основанный на развитии, индивидуализации и взаимоотношениях помощи детям с РАС. Целью данной системы является наиболее полное включение ребенка в социум, развитие его личности, создание базы для развития его интеллекта, навыков коммуникации.
Ребенок с РАС не полностью осваивает способности, соответствующие каждой из шести стадий, поэтому содержание коррекционной работы направлено на освоение недостающих способностей.
Это лишь часть правил и условий, которые нужно учитывать при написании и использовании социальных историй. Несмотря на сложность применения метода, социальные истории обладают большими возможностями использования для коррекции эмоционально-поведенческих нарушений, обучения адекватным социально приемлемым формам поведения.