ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Бирюкова Галина Анатольевна
Шарандак Алена Викторовна
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Попова Екатерина Дмитриевн
воспитатель
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
г. Старый Оскол

 

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества. Создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.

Волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально-значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде. В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.

Волонтер – любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Рекламное сообщение     

Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И. Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В. Поддубная, М.В. Демиденко и др.)

Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции.

Вопросами общественной активности детей школьного и подросткового возраста в литературе уделяется достаточное внимание, а учебно-методическая литература, направленная на развитие волонтерского движения в дошкольном возрасте отсутствует.

Волонтерское движение детей дошкольного возраста не может успешно осуществляться без приобщения их к реально функционирующим в обществе ценностям.

Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

  • I этап – социально-психологическая подготовка волонтёров;
  • II этап – развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;
  • III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров.

Нашу акцию мы назвали “Волонтеры – друзья малышей”. Мы решили пойти в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление на зимнюю тематику, поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.

Мы отметили, что, помогая младшим дошколятам, у детей –волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе, самостоятельность.

В процессе работы с детьми – волонтерами старались создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовали такие формы работы, как участие в акциях.

Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался план работы на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной ребятами деятельности. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.

Проведя сравнительный анализ итогов, полученных на начальном и завершающих этапах, сделали вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер – класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, мы надеемся, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

 

Скачать (PDF, 919KB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь