Купцова Людмила Владимировна
Дергун Татьяна Викторовна
Алавердян Ани Вачагановна
воспитатели
МАДОУ детский сад №69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера – 1 октября 2024г.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким, занимательным: та или иная умственная задача, заключённая в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создаётся в целях обучения и формирования познавательных способностей.
Использование дидактической игры как средства формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фрёбеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, А.И. Сорокиной и др. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придаётся большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей в целом.
Дидактическая игра:
- – способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
- – способствует усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;
- – обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;
- – осуществляет аналитическую и синтетическую деятельность;
- – приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
По мнению исследователей, дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребёнка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Дидактические игры способствует развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания. Такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой. Дошкольники исполняют роль птицы или роль движущего автомобиля, и чем больше увлечён ребёнок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.
В ходе дидактической игры происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Это способствует социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх, применяемых в советских детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.
Рассмотрим структуру этих игр, которую образуют основные и дополнительные компоненты обозначить своеобразие и особенностей руководства ими
Бондаренко А. К. выделяет следующие основные компоненты: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам – сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основная цель правил – организовать действия, поведение детей.
Cредством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.
Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль – не обязательны и могут отсутствовать.
Итак, можно сделать следующие выводы. Развитие речи и речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребёнка должна быть всесторонне развитой и связной. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Всесторонне развитие речи детей должно происходить в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные дидактические игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Список литературы
- Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.[Текст]/ Л.В. Артёмова.-М.: Карапуз, 2010.
- Белошапкина, С. Играя, учимся.[Текст]/С. Белошапкина //Дошкольное воспитание, №7, 2012.
- Микхиева, Н.Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников [Текст]/Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин.- М.: Детство-пресс, 2016.- 96 с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
- Павлова, Л.Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет.[Текст]/Л.Ю. Павлова.- М.: Мозаика-Синтез, 2017.- 80 с.
- Психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.– Ростов-на-Дону, 2008.
- Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. Электронная библиотека eknigi.org- М.: Просвещение, 1981.
- Урунтаева, Г. Специфика дидактической игры дошкольника[Текст]/ Г.Урунтаева //Дошкольное воспитание, №2,2016.
- Ушакова, О. С. Придумай слово Серия: Развиваем речь[Текст]/ О.С. Ушакова.- М.: Сфера,2010