СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

0
9668

         Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.

Смецкая Ольга Алексеевна,

Осадченко Лидия Ивановна,

Клевцова Наталья Ивановна

воспитатели

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 9»

материалы в печатный сборник 

г. Шебекино Белгородской области

СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Цель:

  • Создание условий для непосредственного усвоения детьми комплекса знаний, умений и навыков при проведении исследовательской деятельности;
  • Способствовать расширению и систематизации знаний о физических явлениях;
  • Познакомить детей со статическим электричеством, его свойствами, причинами возникновения.

Задачи:

  • развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей;
  • содействовать развитию творческой исследовательской активности детей, подводить к осознанию причинно-следственных связей;
  • обобщать знания об электричестве;
  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире, формировать представления о свойствах электричества.
  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь дошкольников, использовать в практике – общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
  • заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

Наблюдения; беседы со взрослыми, обсуждение с детьми; просмотр телепередач; изучение литературы, информации из Интернета; эксперименты.

Ход занятия.

Организационный момент.

(дети под музыкальное сопровождение становятся кругом, берутся за руки)

Минутка вхождения в день:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

(дети садятся за столы)

Мотивационно-ориентировочный этап.

Восп. Дети, сегодня мы собрались в научной лаборатории на очередное заседание ученого совета, на котором подведем итог нашей проектно-исследовательской деятельности на тему: «Статическое электричество. Что это?».

Почему нас заинтересовала эта тема?

Реб. Я заметила, когда гладишь кошку, ее шерсть поднимается за рукой.

Реб. А я, снимая шапку, увидела, как мои волосы поднимаются вверх.

Реб. Когда я снимаю свитер, он трещит и колется.

Восп. И вы стали спрашивать у меня, почему это происходит? Я ответила, что это – статическое электричество.

Реб. Но электричество идет по проводам, а на нас же нет проводов? Так откуда же появляется это невидимое электричество?

Поисковый этап.

Восп. И я предложила изучить это незнакомое для вас явление.

С помощью экспериментов вы научились получать статическое электричество, познакомились с его свойствами и даже «поиграли» с ним.

И сейчас мы еще раз вспомним этапы нашей работы.

Реб. В начале, мы выдвинули гипотезу – предположили, что статическое электричество невидимое, «живёт» почти в каждом предмете и возникает в результате трения предметов друг о друга.

(ребенок подходит к экрану)

Реб. Дома с родителями мы смотрели детские телепередачи: «Профессор Почемучкин», «Забавная наука», мультфильмы «Фиксики», читали энциклопедии «Хочу все знать» и «Юный физик».

(показ видео и слайда)

      Оказывается, слово «электричество» происходит от слова «электрон», которым древние греки называли янтарь. С тех пор учёные пытались открыть тайны этой загадочной силы. И только спустя много лет люди научились использовать электричество. Оно вошло в нашу жизнь. Электротехника, электроника, электроэнергия.

Реб. Мы узнали, почему предметы электризуются и что заставляет их тянуться друг к другу.

(слайд 1)

      Оказывается, статическое электричество легко получить, если потереть предметы друг о друга. В электричестве и во всех предметах есть заряды – положительные и отрицательные. И при трении предметов друг о друга их заряды передвигаются – притягиваются. Вывод: в результате трения предметов электрические заряды притягиваются – электризуются.

Практический этап.

Восп. Хорошо, спасибо, так что же в результате трения предметов происходит с зарядами? (притягиваются-электризуются).

Реб. Эксперимент – «Дрессированное конфетти».

       В этом эксперименте мы узнали, что с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги. Мы приготовили из бумаги цветные конфетти. Теперь нужно взять расческу, причесать волосы и поднести ее к конфетти. Конфетти стали подпрыгивать, как дрессированные.

Восп. Молодец, у тебя получилось показать всем настоящий фокус «Дрессированное конфетти».

Восп. Молодцы, ребята, продолжим наши эксперименты.

Реб. Я покажу эксперимент «Кораблик».

       Бумажный кораблик опустим в таз с водой. Воздушный шарик потрем о волосы и поднесем к кораблику. Статическое электричество двигает бумажный кораблик! Он плавает по воде за шариком самостоятельно.

     Можно сделать вывод: с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги, находящимися в воде.

Восп. Очень интересный эксперимент, молодец.

Восп. В следующем эксперименте мы использовали овсяные хлопья.

Реб. Эксперимент «Танцующие хлопья».

      Мы доказали действие статического электричества и на овсяные хлопья. Хлопья положу на салфетку, потру шарик о шерстяной шарф и поднесу к ним. Овсяные хлопья тоже притягиваются к шарику.

      Вывод: в этом эксперименте нам удалось заставить «танцевать» овсяные хлопья с помощью статического электричества.

Восп. Молодец, очень интересно и познавательно.

Физкультминутка

(под музыкальное сопровождение).

Восп. Дети, некоторые опыты вы проводили дома с родителями. Давайте посмотрим, возникает ли статическое электричество на поверхностях воды?

(Слайд 2)

Реб. Эксперимент «Гибкая вода». Нам стало интересно, сможет ли статическое электричество воздействовать на воду? Этот эксперимент мы проводили дома с родителями. Воздушный шарик я потерла о шерстяную ткань и поднесла к тонкой струйке воды. Струя воды отклонилась в сторону шарика.

       Мы выяснили, что статическое электричество возникает и на поверхности жидких материалов.

Восп. Хорошо, ребята, что вы узнали из эксперимента? (что статическое электричество возникает и на поверхности воды).

Восп. А где еще встречается статическое электричество?

(Слайд 3)

Реб. По телевизору я смотрела передачу «Галилео» и узнала, что статическое электричество часто встречается в природе.

      Когда летит самолет, он трется о воздух и электризуется. После посадки к самолету не сразу подают трап, потому что может возникнуть пожар. Сначала самолет разряжают.

        А когда машины едут, то шины трутся о дорогу и тоже электризуются, поэтому сзади машин подвешивают металлические цепи, чтобы заряд уходил в землю.

      Молния – это тоже статическое электричество. Чтобы молния была не опасна, люди придумали громоотвод.

Восп. Спасибо, очень интересная информация.

       Ребята, мы доказали, что статическое электричество, окружающее нас в быту не опасно для нашей жизни, но разряд молнии очень опасен, так как он несет с собой огромный заряд электричества, который может убить человека, сжечь дом или дерево, вывести из строя электроприборы.

      И провести опыт с мини-молнией нам помогут наши коллеги из фиксилаборатории, они связались с нами по видеосвязи.

(показ видеоролика 1)

(видеоролик объясняет и доказывает опасность молнии для жизни человека, этот опыт дети повторяют самостоятельно)

Восп. Для проведения эксперимента возьмите деревянную досточку, положите на неё фигурку человечка, вырезанную из кальки.

      Затем натрите файл о волосы, и поднесите к фигурке человечка, она с помощью статического электричества должна притянуться к файлу.

       Мы доказали, что статическое электричество в силе молнии опасно для человека. Но мы уже знаем, что люди придумали громоотводы, в которые попадает молния.

Внимание на экран, наши коллеги Фиксики покажут нам значение громоотводов.

(показ видеоролика 2)

(видеоролик доказывает значение установки громоотвода для безопасности людей)

Восп. Положите опять на досточку фигурку человечка, возьмите проволоку и вставьте её в досточку, она будет громоотводом. Потрите о волосы файл, поднесите его к фигурке человечка.

Какие изменения вы заметили? (фигурка человечка не притягивается к файлу).

Что же доказал наш опыт? (разряд молнии притянулся к громоотводу, а не к фигурке человечка).

Давайте скажем спасибо нашим друзьям Фиксикам и попрощаемся с ними. (видеоролик)

Рефлексивно-оценочный этап.

Восп. Ребята, мы с вами проделали большую работу, вы провели много интересных экспериментов, узнали, что такое статическое электричество, познакомились с его свойствами и причинами возникновения.

Так удалось ли подтвердить нашу гипотезу?

Реб. Да, в ходе экспериментирования наша гипотеза подтвердилась: статическое электричество невидимое, неопасное, «живёт» почти в каждом предмете. Оно возникает в результате трения предметов друг о друга.

Восп: Ребята, вам понравилось быть исследователями и работать в научной лаборатории?

А проводить эксперименты?

А какой эксперимент тебе понравился? …

Тебе, …?

В результате чего появляется статическое электричество?

Какие свойства статического электричества вы узнали?

Последующая работа:

      В дальнейшем мы с вами начнем знакомиться с другими видами электричества, его значением для нашей жизни.

      А за то, что вы сегодня очень хорошо потрудились, я вам подарю по воздушному шарику, экспериментируйте в свободное время!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь