“Путешествие в осенний, сказочный лес”
Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию
«Путешествие в осенний, сказочный лес»
(для детей старшей группы)
Попова Раиса Александровна, воспитатель МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
г. Старый Оскол
Цель. Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире.
Задачи: расширять представление детей о характерных признаках осени, уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в живой и неживой природе;
развивать самостоятельность и поисково-познавательные и творческие способности детей в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе разрешения специально-смоделированной проблемной ситуации;
побуждать детей к составлению рассказов о последовательность изменений, происходящих в природе, подмечая множество признаков её объектов, используя средства языковой выразительности;
формировать умение детей называть приметы, пословицы об осени, использую образные слова и выражения;
расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;
закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных;
воспитывать основы гуманно – ценностного отношения детей к природе. Оборудование: стулья расставлены полукругом по количеству детей.
Магнитные доски, картинки по временам года, осенние листья, модели «Живое», мячик.
Магнитофон, осенний листик, аудиозапись «звуки леса».
Предварительная работа: экскурсии в парк и лес, наблюдения за изменениями в природе осенью, чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных, птиц, насекомых и растений.
Словарная работа: ранняя, золотая, поздняя, яркое, пасмурное, хмурое, осенние, разноцветные, оранжевые, опавшие, перелетные, зимующие, падают, летят, светит, греет.
Ход
Валеологическое упражнение «Добрый день!
Добрый день!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Воспитатель: добрый день, милые дети, вы всех прекраснее на свете.
Вот таких, добрых и хороших, я приглашаю в путешествие в осенний, сказочный лес. Вы, согласны!
А осенний, кленовый листочек, который залетел к нам в детский сад, поможет нам. Он укажет нам путь.
Музыка «Звуки леса».
Воспитатель: ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Мы попали в настоящий, сказочный, осенний лес.
Осень – хозяйка леса. Бережёт его красоту и чистоту. Тихо в осеннем лесу. Только слышно, как ветерок шумит да листочки шуршат.
– Осенний листочек, который к нам залетел не простой, а загадочный.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года.. как зовется?
Воспитатель: дети, а что такое Осень?
Дети:
Осень – это такое время года, когда в природе всё меняется.
Воспитатель: какая бывает Осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
– К нам ветер залетал, и листочки разбросал.
– Посмотрите, какие они красивые, надо их собрать. Поднимите листочки.
– А что с листочками? ( Листочки непростые)
– Да Осенние листики не простые, они с картинками.
– чем похожи эти картинки? ( Все картинки про Осень)
– Чем, картинки отличаются? (На картинках разные периоды осени)
– Осенний ветер перемешал все картинки. Но, мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Периоды Осени»
(Под музыку вы должны быстро распределиться по периодам осени.)
Дети, у вас какая осень? У вас, а, у вас?
Воспитатель: молодцы, ребята вы правильно определили периоды осени.
– Матвей, почему ты решил, что у тебя на картинке ранняя осень?
Воспитатель: Что можно сказать о солнце в этот период осени?
Дети: Ранней осенью солнце ещё ярко светит, но греет уже меньше. Небо голубое, иногда идут дожди, но ещё не очень холодно. День становится короче, ночь длиннее.
– Какие изменения происходят в жизни птиц?
Дети: Перелётные птицы все улетели в тёплые края. Зимующие птицы приближаются поближе к жилью человека. Нам нужно позаботиться о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.
Воспитатель: а что тебе подсказала твоя картинка с белочкой?
Ребёнок: дикие животные готовятся к зиме. Белка готовит запасы на зиму. Заяц, белка, и другие звери меняют окраску шерсти, она становится гуще. – Назовите месяц ранней осени? (Сентябрь)
Воспитатель: В тишине осенних рощ
Золотистый льётся дождь (Листопад)
– В какой период осени бывает листопад?
(в период Золотой Осени)
Воспитатель: почему этот период называют золотая осень?
Дети: потому, что на деревьях листья красные, жёлтые, оранжевые, или одним словом, разноцветные. Они сияют и переливаются будто золотые.
/Разноцветные/ (проговаривания хором и индивидуально)
Дети, как вы понимаете слово «Листопад?»
Ветер срывает листья с деревьев, листья летят и кружатся в воздухе, начинается листопад.
Воспитатель: почему вы решили, что твоё солнышко относится к золотой осени?
Дети: потому, что в этот период осени Солнце тусклое, светит редко и не греет. Небо серое, идет мелкий холодный дождь, поэтому люди надевают осеннюю одежду. Дни стали ещё короче, ночь длиннее.
– Назовите месяц золотой осени?
Воспитатель: После золотой осени, наступил какой период осени?
(поздняя осень)
Воспитатель: дети, какие признаки этого времени, вы заметили?
Дети: поздней осенью стало очень холодно, потому, что Солнце очень редко показывается, совсем не греет. Небо серое, хмурое, идут холодные дожди со снегом, ночью заморозки, земля промерзла. Лёд на лужах. День становится ещё короче, а ночь длиннее.
Листья с деревьев почти все облетели и потемнели, ветки деревьев покрываются инеем, травы побурели, цветы завяли. Сосны и ели стоят зеленые.
– Что, ещё можно добавить по этому периоду?
Дети: насекомые исчезли, они все спрятались в укрытия до весны – под кору деревьев, в опавшую листву, муравьи укрылись в муравейнике. Ящерицы и змеи спрятались под корягами или в норках до весны.
Лягушки, жабы, тоже залегают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоёмов. Дышат они при этом кожей.
– Назовите месяц поздней осени.
– Ребята, а теперь расставьте картинки по периодам осени.
– Назовите осенние месяцы по порядку.
– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя)
– Как можно назвать осень в октябре? (Золотая)
– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
Воспитатель: молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе, получилась интересная книга об Осени
Игра “Погода осенью”
– У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
– Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идёт дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная
Холодно – холодная
Пасмурно – пасмурная
Сыро – сырая
Хмуро – хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему листья на деревьях желтеют и опадают?
Дети: потому что, растения живые существа, зимой им не хватает питания: света и тепла. Так, деревья приспосабливаются к зиме.
Воспитатель: да ребята, вы правильно сказали, что растения живые существа, которые растут, дышат, живут и поэтому деревьям необходимы определённые условия.
А, какие условия, мы рассмотрим на модели сухого дерева.
(Демонстрируется модель «Сухое дерево»)
Воспитатель: Дети, какое это дерево?
Дети: Дерево сухое.
– Что нужно сделать? Его нужно оживить!
– Ребята, возьмите вот эти модели и расскажите, что нужно сделать, чтобы оживить дерево?
Дети:
– Чтобы дерево дышало – ему нужен воздух. (Модель «Воздух»)
– Чтобы дерево стало большим, надо его поливать. У него появятся жизненные силы. (С помощью магнита прикрепляется модель «Лейка»)
– Чтобы дерево было сильным, могучим, ему нужны корни. Они из земли берут питательные вещества. (Модель «Земля (почва)»)
– А ещё нужно солнышко. Оно даёт всем растениям свет и тепло.
(Модель – «Солнце»)
– Чтобы воздух проникал лучше и быстрее к корням дерева, нужно рыхлить почву. (Модель «Лопата»)
– Вот когда мы это всё сделаем, тогда на дереве появятся листочки, а потом цветы и плоды. Можно будет собирать урожай. (Модель «Зелёные листья»)
– Чтобы дерево всегда было живое, зелёное, давало тень в жаркую погоду, надо его охранять. Пусть на нашем дереве птичка совьёт гнездо и поедает вредных гусениц и жуков-короедов. (Модель «Птичка»)
– Если солнышко пригреет, а вода оживит землю, то на полянке вырастут цветы необычайной красоты.
Воспитатель: ребята, а если я уберу модель воздуха, солнца и воды. Что произойдёт с деревом?
Дети:
– Растения живые существа, они дышат, без воздуха растение погибнет.
– Не смогут жить растения и без солнца, потому, что солнце источник света и тепла, которые необходимы растениям.
– Так как растения живые существа, они питаются, поэтому, без воды растение погибнет.
«Всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
Везде и всегда
Помогает природе вода!»
Воспитатель: молодцы, ребята, вы правильно назвали все необходимые условия для роста и развития растений и обозначали их моделями.
Дети присаживайтесь, пожалуйста, на лесную полянку.
Хорошо осенью на лесной полянке, можно посидеть и побеседовать.
Воспитатель: ребята вам нравится Осень?
Дети: нам очень нравится Осень.
– А за что вам нравится осень?
Воспитатель: из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, да, ребята осень бывает прекрасна.
– С давних времен люди писали стихи, музыку, песни, сочиняли загадки, пословицы, приметы. Давайте и мы вспомним о них.
Приметы:Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре – теплая осень.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
Если гуси, журавли не спешат к отлету, стужа наступит не скоро, и зима будет мягкой.
Пословицы:Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету, поворота нет.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Будет дождь – будут и грибы.
Физкультминутка
Воспитатель: ребята, так как мы сейчас находимся в осеннем, сказочном лесу, давайте поиграем с листочками. Посмотрите, какие они красивые, возьмите их.
Пусть каждый из вас на минуту станет ярким осенним листиком, который медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.
Игра «Осенние листочки».
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Воспитатель:дети, вот и подошло наше путешествие к концу, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
– Мне понравился сказочный лес.
– Мне понравилось, как все дети рассказывали о признаках осени.
– Мне очень понравился рассказ Егора о золотой осени.
Воспитатель: посмотрите дети, наш листик засиял, и у него появилось новое сообщение.
Листик: «Молодцы, ребята, все справились с заданиями: правильно отвечали на все вопросы полными предложениями, интересно рассказали об изменениях в природе осенью. Правильно назвали все необходимые условия для роста и развития растений. Умеете, вести себя в лесу.
Хозяйка Осень дарит вам угощение, оно находится под грибком.