Материал опубликован в январском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Кулик Елена Анатольевна
воспитатель
МДОУ детский сад №9 комбинированного вида
г. Валуйки Белгородской области
ЛЕСНЫЕ ЗВЁЗДЫ
организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы
Цель ООД: способствовать развитию творческого потенциала детей, любознательности и познавательной мотивации, формированию мировоззрения.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с приемами печати поролоном, созданием различных фактур. Систематизировать знания детей о признаках осени, определять состояние погоды (хмурое небо, мелкий холодный дождь и т.д.) и основные осенние явления (листопад, птицы улетели в теплые края, солнце светит, но греет меньше и т.д.).
Развивающие: Создать благоприятные условия для успешного развития у ребёнка способности принимать решение и делать осознанный выбор. Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (сравнение, обобщение); развивать творческое мышление. Развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитательные: Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, чувство эмпатии (сопереживания), умения слушать и слышать друг друга, работать коллективно, договариваться и уступать друг другу.
Словарная работа:
Совершенствовать диалогическую речь, обогащение и активизация словаря.
Предварительная работа:
– Чтение детям произведений на осеннюю тематику, Рассказ В. Степанова: «Лесные звёзды», загадывание загадок об осени, листьях, деревьях, заучивание стихотворений.
– Выполнение аппликации «Осенний ковер».
– Экскурсии по территории детского сада, рассматривание деревьев и их листьев, наблюдение за осенними явлениями (листопад).
– Составление букетов из осенних листьев.
– Экологические игры «Найди дерево по описанию». «Лети листок ко мне в кузовок», Игровое упражнение «Кто быстрее найдет березку, ель, рябину, клен». (Используются деревья, растущие на территории детского сада).
– Беседа «Почему деревья осенью сбрасывают листья?».
– Вырезывание листочков из бумаги, нанесение прожилок из свечи, подготовка к экспериментальной деятельности, смешивание красок.
Методические приёмы: мотивирование детской деятельности, рассматривание осенних пейзажей, словесные, игровые, воображаемые ситуации.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Образовательная среда: ватман с картинками для технологии Л. Свирской: «план-дело-анализ», картинки с изображением осени; зонтик, внутри письмо от ёжика; белые грустные листочки; стаканы с окрашенной водой: желтого, красного, синего цветов, бумажные полотенца, сложенные вдоль.
Оборудование: клубок ниток желтый, картинка с изображением осени, краски, поролоновые губки, влажные салфетки, ёмкость с водой для промывания губок, контейнер для отходов.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, приёмы ТРКМ, социо-игровые.
Воспитатель вместе с детьми в кругу, в руках клубок желтого цвета.
Воспитатель: Сегодня у нас солнечный радостный день, потому что у нас в группе поселилась радость.
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Пригласила в гости к нам гостей!
Дети: Доброе утро, добрый день, счастье мы желаем и здоровья всем!
Проводится игра-ассоциация: «Где спрятался желтый цвет». Дети рассуждают… Приходят к описанию признаков осени по картинке.
Игра-представление о лесе.
– Воспитатель предлагает представить картину о лесе. Что они бы там услышали, увидели.
Дети описывают, какие в лесу растут деревья, какого они цвета, какого цвета небо над лесом и т. п.
- Вводная часть – (организационный момент: создание проблемной ситуации). Игра: «Дождик»
Дети совместно с воспитателем по очереди отстукивают ритм дождя: каждый по своей ладошке начиная с одного пальчика, затем двумя, тремя, четырьмя, хлопаем в ладоши, затем наоборот.
-Звучит мелодия дождя. В это время воспитатель проговаривает слова: «Если дождик хмурится и грозит дождём, спрячемся под зонтиком, дождик переждём» Открывает зонтик, а там письмо от ёжика с просьбой о помощи.
Содержание письма: «Я гулял осенним вечером по лесу, но не встретил своих друзей, вышел я на лунную полянку и замер: прямо передо мной разноцветные звёзды-листья в траве светятся: красная, оранжевая, жёлтая, коричневая. Я хотел эти звёзды повесить на двери к мышке, белочке, зайчику… Но тут подул сильный ветер, и все звёзды – листочки куда-то унесло ветром. Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти их для друзей…».
Дети: – Ответы детей.
- Целевая установка.
– Составление плана действий по технологии Л. Свирской: «План-дело-анализ»
- Информационная часть – (мотивирование к стимулирование детских вопросов)
Воспитатель: – Ребята, поможем ёжику найти листочки?
-Ответы детей.
Воспитатель: А как мы сможем это сделать?
Логоритмическое стихотворение: «Осенние листья».
Осень листья золотит, ритмично потирают ладонь о ладонь.
Ветер ими шелестит
Шур-Шур-Шур, Шур-Шур-Шур.
И с деревьев их разносит. Ритмично скрещивают вытянутые вверх руки.
Поиграет, снова бросит.
Тш-Тш-Тш, Тш-Тш-Тш. Делают круговые движения указательными пальцами.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит.
У-У-У, У-У-У. Делают приседание, имитируют поглаживание.
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит.
Так-Так-Так, Так-Так-Так. Разводят руки в стороны, убегают и прячутся.
Соберет большую кучу, Дети становятся ближе друг к другу, присаживаются.
Убежит и сядет в тучу.
- Проектирование решения проблемной ситуации.
Выполняем план действий по составленной схеме.
- Выполнение действий:
– Игра: «В гости к мышке»
Дети подходят к норке мышки. Она предлагает поиграть: отгадать загадки.
Вопросы: «Сколько ушей у трёх мышей?»
«А сколько хвостиков у четырех мышей?»
«Как называется сказка С. Я. Маршака, где героя укладывали спать животные, а в итоге его съела кошка?»
Мышка «даёт» ребятам белые листочки. Затем по плану идем к белочке. Она предлагает поиграть в игру: «Собирай-ка?»
Она предлагает разделиться на три команды и собрать картинки.
Дети, построившись в шеренгу, делятся на «первый, второй, третий», затем складывают целое из частей» и рассказывают, что белочка запасает на зиму, после игры, Белочка «дарит» ребятам краски.
Дети отправляются к зайчику.
Проводится игра-эксперимент «Смешивание цветов».
Оборудование: 1) вода, окрашенная в цвета: красный, желтый, синий.
2) пустые ёмкости, 3) бумажные полотенца, свёрнутые вдоль.
Ход эксперимента. Берём по 2 цвета, смешиваем с водой и наполняем полученным раствором 2 стакана. Бумажное полотенце складываем вдоль и вставляем по 1 в каждый из заполненных стаканов. Противоположные концы полотенец опускаем в пустой стакан. Наблюдаем некоторое время.
Суть эксперимента. Бумага отлично впитывает воду. Полотенца постепенно промокают, и окрашенная жидкость «путешествует» в пустой стакан. Он заполняется до одного уровня с прочими двумя, и вода внутри от смешивания цветов приобретает совершенно новый оттенок.
Зайчик рассказывает, почему листья меняют цвет осенью.
Дети раскрашивают листочки и передают их ёжику.
- Заключительная часть – (анализ результатов деятельности)
Ребята, что сегодня с нами произошло? (Дальше называя по именам детей)
– Что было выполнить легко?
– А что вам показалось сегодня сложным?
– Было что-то новое для тебя (…)?
– Что было выполнять интересно (…)?
– Ребята, что из произошедшего сегодня вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
В итоге ёжик в знак благодарности дарит детям картинки с изображением яблок. Игра-раскраска с предложенным вариантом определенного количества квадратов.