Что такое светофор
Чванова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей категории Ивановская область, Савинский район, п. Савино, МКДОУ детский сад № 2
Программное содержание: Познакомить с макетом улицы, где есть проезжая часть. дорога, светофор и пешеходный переход. Закрепить знания дошкольников об основных видах транспорта: воздушный, водный , наземный. Формировать навык дифференциации транспорта по назначению: грузовой , пассажирский. Познакомить с главными правилами поведения на улице, дороге. Воспитывать культуру поведения на дорогах.
Материал: карточки с изображением транспорта: автомобиль, самолёт, велосипед, лодка, корабль, поезд, трамвай, автобус. Светофор -игрушка, геометрические фигуры -разного цвета: зелёные, жёлтые, красные по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать загадки, а ответы найти на карточках, которые лежат, на подносах, и выложить на столе по порядку.
Что за чудо этот дом
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус)
Две дорожки так узки,
Две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках.
(трамвай)
Возле леса лестница лежит,
Дом на лестнице стоит.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчался в путь далёк,
Лишь оставили дымок!
(Поезд)
Это птица, птица- небылица,
Внутри неё народ сидит,
Меж собою говорит,
А в это время птица- небылица
По небу летит.
(Самолёт)
Кто по улице спешит,
Зазевался ,он в рожок трубит:
Би-би-би, берегись!
Би-би-би ,посторонись!
(Автомобиль)
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперёд
И вижу – скоро поворот!
(Велосипед)
По реке плывёт дом
Даже окна есть в нём
(Корабль)
Я по небу лечу,
Я пропеллером кручу!
Если хочешь прокачу!
(Вертолёт)
Как по нашей речке
Плыла одна дощечка
На дощечке палочка,
На палочке тряпочка
(Лодочка с парусом)
– Как можно назвать одним словом всё то , что вы выложили у себя на столе?
(Мы выложили на столе транспорт)
Проводится дидактическая игра ” Разложи правильно!”
Дети выполняют указание воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный, водный.
– Разложите карточки с изображением транспорта на три группы.
-Саша ,назови транспорт первой группы( второй, третьей)
-Как можно назвать одним словом транспорт первой, второй. третьей группы?
(воздушный, водный, наземный)
_ Какого транспорта у нас на столе больше: воздушного, водного или наземного
(наземного транспорта больше)
-Где передвигается наземный транспорт?
(наземный транспорт передвигается по земле)
– Что должно быть на земле для передвижения наземного транспорта?
(для передвижения наземного транспорта на земле должны быть дороги)
У нас с вами есть дорога давайте поиграем в “Дорогу”
Дети изображают наземный транспорт, берут рули, встают на дорогу.
Если вы поедите в одну сторону, то вы должны ехать по всей дороге и в одну сторону. Навстречу машинам уже ехать нельзя. Может произойти … что ?( авария). Дорога , по которой машины едут по всей ширине и в одну сторону, называется с односторонним движением.
– А теперь мы поедем так, что они будут смотреть своими фарами навстречу друг другу. Проведём на дороге белую полоску.
-Как вы думаете, что разрешила машинам белая полоса на дороге? Догадались?
(белая полоса разрешила машинам ехать навстречу друг другу, т. е. в разные стороны)
-По какой стороне вы поедите? Дети встают в разных направления -Белая полоса разрешила машинам ехать по одной стороне вправо и по другой стороне дороги влево.(Дети поехали)
-Сколько у нашей дороги сторон? (две стороны)
– Если машины ехали по всей дороге в одну сторону, мы говорили, что это дорога с односторонним движением машин. А теперь у нас машины могут ехать по двум сторонам дороги.
-Как мы можем назвать такую дорогу? (дорога с двусторонним движением)
-Что нам подскажет, что дорога с двусторонним движением (белая полоса по центру дороги).
-А если машина заедет на белую полосу, что может случиться? (может случиться авария)
– Кто управляет машинами? (машинами управляет водитель)
– Что не должны водители нарушать на дорогах? (водители не должны нарушать правила дорожного движения)
Дети положили рули и сели на стульчики.
Ребёнок:
Правила движения,
Все без исключения,
И взрослые, и дети
Знать всегда должны!
– Послушайте загадку и скажите:
– Кто следит за тем, чтобы машины на дорогах соблюдали правила движения?
Он и вежливый , и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир! (Светофор)
-Всем водителям нужно обязательно помнить основные правила, которые всегда подскажет светофор:
Ребёнок:
Если свет зажёгся красный,
Значит двигаться опасно,
Свет зелёный говорит:
“Проезжайте , путь открыт!”
Жёлтый свет – предупреждение:
“Жди сигнала для движенья!”
С. Михалков
Воспитатель выставляет светофор. Дети рассматривают его.
Далее проводится дидактическая игра “Выложи светофор”
Дети подбирают круги соответствующего цвета и выкладывают последовательно, изображая светофор.
-Ребята, кто такие пешеходы? (люди, которые не ездят, а ходят пешком)
-Как называются дороги , по которым должны ходить люди?
(пешеходные дорожки, тротуары)
_Ребята , почему говорят, что светофор надёжный друг не только для машин , но и для пешеходов?(ответы детей обсуждаются)
-Как называется часть дороги, где нарисованы белые полоски? (переход)
– Что должны всегда помнить водители и пешеходы? (правила дорожного движения)
Ребёнок:
Знай всегда их на зубок.
По городу ; по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила ,Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход