Создание условий для становления основ патриотического сознания дошкольников

0
729

Циценко Валентина Семеновна
Красноперова Татьяна Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Совместная деятельность ДС и семьи по воспитанию патриотизма у дошкольников”

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает  еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

  Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Уже в  детском саду ребенок осознает свою причастность к большой стране, к ее событиям. Дети понимают главное, что в ее истории были счастливые годы,  и тяжелые военные, и что в этот период люди по разному проявляли себя. И во все времена появлялись герои, которые не щадили свои жизни ради других. Говорят, что у русских существует генетическая память об ужасах той войны, в которой  погибло более двадцати миллионов советских людей. И на вопрос: «Хотят ли русские войны?», ответ один: «Нет!». Но идут годы, появилось на свет ни одно поколение людей, а время, как мы знаем, притупляет боль, стирает память. И вот, уже наши дошколята не могут сказать, что на войне были их деды или прадеды, для них это уже дальние предки, фотографии которых не всегда можно увидеть в семейном альбоме, услышать рассказы об их подвигах и лишениях в годы войны из уст своих родителей, которые сами мало что, а может и ничего о них не знают. Вот и появилась возможность у некоторых попытаться переписать историю нашей страны – страны победителя, выставляя ее чуть ли ни оккупантом. Встает вопрос: «Как уберечь детей от такого влияния? Как не позволить стереть эту генетическую память?». Выход мы видим во взаимосвязи  педагогов и семьи, в формировании семейных ценностей, традиций и на основе этого совместного воспитания детей, потому что для малышей семья их колыбель, там они любимы, защищены родителями, бабушками, дедушками.

Свою работу организовали в трех направлениях:

  1. «Моя семья – семья героя»
  2. «Есть такая профессия – Родину защищать»
  3. «Спасибо Деду, за Победу!»

  В первом направлении «Моя  семья – семья героя»  мы поставили задачу вызвать  интерес у детей  к своей семье, ее ценностям, традициям, родословной, в которой особое место принадлежит воинам-победителям и тем, кто смог с честью пережить  тяжелое военное время и подарить жизнь другим поколениям, сохранить память о прадедах, которые стали гордостью семьи. Результатом данного исследования явилось генеалогическое древо каждой семьи. Вместе с родителями  создали групповой архив, где каждый ребенок  поместил  фотографию своего воина-победителя и небольшие сведения о нем. В исследовательской деятельности принимали участие не только родители и дети, но и их бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки. Благодаря которым, пополнили архив воспоминаниями о тяжелом военном и послевоенном детстве брошюрой  «Война глазами детей».

  Во втором направлении «Есть такая профессия – Родину защищать». Организуем встречи детей с людьми военных профессий. Дети знакомятся с разными  родами войск;  современной военной техникой, которая стоит на защите наших рубежей и которой управляют  доблестные военные.

материалы в печатный сборник 

В рамках исследовательской деятельности, папы вместе с детьми изучили разные рода войск, определили их назначение, выявили отличительные особенности, оценили степень сложности и опасности. На очередном совместном мероприятии с родителями представили результаты своего исследования.

Февраль – это особый месяц для нашей страны, 23 февраля мы отмечаем день Защитника Отечества, проводим тематические спортивные мероприятия совместно с родителями. А для нашего города существует ещё одна важная дата 5 февраля – день освобождения Старого Оскола от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Поэтому в нашей группе стала уже традицией: организация февральских выставок иллюстраций картин художников, в том числе и наших земляков художников, на тему «Злая мачеха – война», где дети являются экскурсоводами и сами проводят экскурсии для родителей и гостей группы. Две семьи провели исследование на тему «Старый Оскол в годы войны», результатом которого стала презентация «5 февраля – день освобождения Старого Оскола от фашистских захватчиков».

Для создания особенного эмоционального фона и поддержания интереса к этим событиям подобрали художественную литературу о подвигах в годы ВОВ, о России, Российской Армии. Разучиваем с детьми стихи на армейские темы и прослушиваем музыкальные произведения. Создана игротека: дидактические игры «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России» и др.; оформили сюжетно – ролевые игры «Моряки», «Летчики», «Пограничники» и др..

     В третьем направлении «Спасибо Деду, за Победу!» организуем и проводим в музыкальном зале праздник ко дню Победы. Каждая семья выбирает  род войск, который они представляют на параде, готовят форму, игрушечную военную технику и другую праздничную атрибутику. Под звуки военного марша, в присутствии приглашенных военных и родителей дети проводят свой импровизированный парад.

Параллельно с этим мы знакомили детей с героями-земляками, которые получили высокие награды за подвиги на войне. Одной из традиций нашей группы является посещение Аллеи Славы и монумента маршалу  Г. Жукову, где дети возлагали цветы, сделанные своими руками. Но посещение каменных изваяний не принесло должного эмоционального отклика. Поэтому мы решили провести исследовательскую деятельность по изучению памятников и монументов героям победителям, а также их биографии. Для этого приобрели фотографии этих героев, и эффект был совершенно другим. На детей смотрели, как живые, люди военных лет. Сразу появились вопросы о том, как их зовут, за что получили награду и т.д.К 75-летию со дня освобождения Старого Оскола мы организовали фотовыставку, где поместили фотографии героев-земляков, а рядом фотографии воинов-освободителей – родственников наших детей, и объяснили, что герои – это гордость нашего города, их родственники – это гордость семь, а все вместе – это гордость страны, и не важно, что ни все получили награды, все они воевали ни ради наград, а ради жизни на земле. Изготовили папку раскладушку «Старый Оскол – город Воинской Славы».

Новая традиция нашей группы – это участие педагогов, родителей и детей в шествии «Бессмертный полк». Это яркий пример благодарности потомков.

Организуем творческие  выставки: «Нужен мир для всех ребят», «Нужен мир для всей планеты».

Список литературы

1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – М.: Перспектива, 2012. – 248 c.
2. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.: Перспектива, 2011. – 310 c.
3. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 c.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь