Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Сигидина Анастасия Николаевна
воспитатель
Муханова Лилия Викторовна
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад п. Томаровка
Яковлевского городского округа
СОЗДАНИЕ УГОЛКА ПО БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЮ
исследовательский детско-родительский проект
Вид проекта.
Творческий, среднесрочный, групповой, детско-родительский.
Предполагаемый результат.
Создание уголка по Белгородоведению в группе.
Проблема проекта.
С целью формирования и расширения представлений детей о малой родине, возникла необходимость в создании уголка по Белгородоведению, в котором была бы информация и методические пособия по ознакомлению детей с родным краем.
Выяснить у детей интерес к этой теме, для этого необходимо уточнить представления детей о малой родине, интересуются ли они культурой, обычаями, историей родного края. Уточнить какую помощь в создании уголка по Белгородоведению могут оказать сами дети, как и чем? Кого мы можем об этом спросить, узнать, прочитать, посмотреть, поделиться, позвать к нам на помощь?
Цель проекта:
Создать уголок по патриотическому воспитанию с целью воспитания у детей любви к малой родине
Цель работы детей в рамках проекта
Развитие творческих способностей воспитанников в процессе создания уголка по Белгородоведению. Как мы можем изготовить уголок по Белгородоведению? Что для этого нам будет нужно? Подобрать стихи, поговорки, пословицы, фотографии о родном крае, песни, традиции, народные костюмы, выставки рисунков, фотоальбомы, книги, вылепить посуду, раскрасить народный костюм. Кого мы возьмем к себе в помощники?
Цель работы воспитателя в рамках проекта
Создать уголок по патриотическому воспитанию, с целью воспитания у детей любви к своей малой родине, узнать и учитывать мнение детей, их интересы и потребности, что им ближе, что бы они хотели узнать, сделать, увидеть. Обогатить знания о достопримечательностях поселка. Развить гордость и любовь к родному поселку. Привлечь родителей к сотрудничеству над проектом. Развить познавательный интерес детей к истории и культуре своей малой родины. Развить у детей эмоциональную отзывчивость и творческие способности. Создать условия для формирования системы краеведческих знаний: о традициях нашего поселка, его зданий, определяющих облик нашего поселка.
Сроки реализации
С 1 сентября по 30 ноября
Форма проведения проекта
Представление уголка по патриотическому воспитанию. Презентация о проделанной работе по созданию уголка по Белгородоведению. Выставка фотоальбомов и альбомов: «Русские народные костюмы», «Народные промыслы», «Заповедники Белогорья», «Реки Белогорья», «Томаровка – родина моя», «Храмы Яковлевского района», «История земли томаровской», «Пословицы и поговорки о Родине», «Стихи о Родине», «Стихи о Томаровке». Выставка рисунков «Мой дом, моя улица» (взаимосвязь детей и родителей). Показ методической и дидактической литературы по ознакомлению детей с родным краем. Буклеты: «Мой дом», «Народы России», «Народы мира», «Государственные праздники», «Символика России».
Реализация программных задач
Познание:
Расширять представления детей о родном крае. Формирование интереса к «малой родине». Знакомить детей с достопримечательностями, культурой, традициями, историей родного края. Знакомство с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Речевое развитие:
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира
Поощрение попыток детей делиться разнообразными впечатлениями. Развитие умения составлять рассказы о событиях из личного опыта. Реализация программных задач.
Социально-коммуникативное развитие:
Закрепление умения взаимодействовать друг с другом при помощи игровых ситуаций. Формировать умение работать самостоятельно и в подгруппе. Воспитание культуры поведения за столом, доброжелательному отношению друг к другу. Воспитывать положительное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим в сложной ситуации
Физическая культура:
Продолжать навык здорового образа жизни. Закреплять у детей умения и навыки самообслуживания, личной гигиены и культуры поведения. Стимулировать естественное развитие двигательных качеств и навыков
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, побуждать создавать изображения по мотивам народных росписей
Лепка: развитие умения лепить с натуры посуду из целого куска пластилина, развитие эстетического восприятия, умение видеть красоту окружающего мира.
Аппликация: закрепление умения разрезать бумагу на полоски, круги, овалы и создавать изображения декоративных композиций, развитие наблюдательности, умение внимательно рассматривать здания их конструкцию и детали.
Конструирование: развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в единый сюжет, договариваться, помогать друг другу.
Музыка: расширение представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Поддерживать интерес к участию в фольклорных праздниках. Продолжать знакомить с русскими народными инструментами (балалайка). Знакомство с русским хороводом, пляской, а также с плясками других народов. Проведение праздника к дню народного единства – «Звени, звени, златая Русь».
Организация работы над проектом:
подготовительный этап.
- Возникла необходимость в приобретении стенда по патриотическому воспитанию.
- Постановка цели и задач проекта, его конечного результата.
- Определение типа проекта, времени необходимого для его осуществления.
- Подготовка необходимых результатов, источников информации.
- Накопление информации о достопримечательностях Томаровки.
- Проведение экскурсии по Томаровке.
- Подборка стихотворений, пословиц и поговорок о родном крае
- Приобретение художественной, методической и дидактической литературы.
- Вовлечение родителей в создание уголка по Белгородоведению.
Основной этап проекта
При подготовке к музыкальному празднику «Звени, звени златая Русь!», возникла проблема в создании уголка по Белгородоведению.
Тогда воспитатель спросил: «Как мы, можем создать уголок по Белгородоведению? Что мы, можем сделать сами?» Дети высказали свои мнения и суждения, вот некоторые из них:
Мила А. предложила – выучить стихи и поговорки о Родине.
Коля Ш. предложил – сходить на экскурсию по Томаровке.
Полина К. предложила – нарисовать свой дом и рассказать о нем.
Иван М. предложил – поиграть в игру.
Люба К. предложила – сыграть сказку «Теремок».
Илья Р. предложил – послушать гимн России.
Владик П. предложил – собрать фотографии о Томаровке в альбом.
Ульяна Б. предложила – рассмотреть народные костюмы.
Дима Т. предложил – построить дома из разного конструктора.
Саша С. предложил – спросить у взрослых и у сестренки о Родине.
Дима М. предложил – посмотреть мультфильмы о наших русских богатырях.
Организация работы над проектом:
Основной этап.
Свое ознакомление с родным краем мы начали со знакомства с символикой России, Белгородской области, слушали гимн, рассмотрели карту России. Занимались изготовлением посуды и декоративной росписью по ней. Просмотрели мультфильмы о русских богатырях. Приобрели методические пособия по ознакомлению со страной, с народами России, народами ближнего зарубежья. Читали много художественной литературы о родном крае. Учили стихотворения, пословицы и поговорки о Родине. Играли в дидактические и сюжетно-ролевые игры, драматизировали сказки.
Каждый ребенок в нашей группе нарисовал совместно с родителями рисунок своего дома, рассказал о нем, о его семье, о адресе. Дети рассмотрели костюмы жителей Белгородской области. Также дети познакомились со столицей нашей Родины – Москвой. Совместно строили дома и объединяли их в композиции с сюжетом.
Организация работы над проектом:
Основной этап.
Рассмотрели иллюстрации к книгам о Родине. Познакомились с народными промыслами родного края. Совершили экскурсию по Томаровке с цель ознакомлением с достопримечательностями родного поселка.
Побывали на памятнике «Солдатам освободителям», рассмотрели здание администрации нашего поселка, побывали у дома культуры, поиграли на главной площади поселка, посетили центральный рынок. Прошли по улице Ленина. Побывали у памятника В.И. Ленину, у здания почты России, Сбербанка, побывали около здания «Белгранкорм – Томаровка имени Васильева», СОШ № 1, поиграли на стадионе, где много бегали, играли, соревновались.
Были созданы альбомы и фотоальбомы: «Пословицы и поговорки о Родине», «Томаровка – родина моя», «История земли Томаровской», «Моя малая Родина», «Народные промыслы», «Гербарий растений нашего края», «Заповедники Белогорья», «Русские народные костюмы», «Реки Белгородской области», «Храмы Яковлевского района». Рассматривали герб, флаг и слушали гимн России. Лепили русскую красавицу и украшали для нее косынки. Читали книги о Родине и рассматривали иллюстрации к ним. Учили стихи о Родине, слушали пословицы и поговорки. Играли в сюжетно ролевую игру «Семья». Играли в дидактическую игру «Сложи правильно флаг».
Рисовали и строили свои дома, рассказывали на какой улице мы живем. Рассматривали народные костюмы жителей Белгородской области. В театральной гостиной показывали сказки «Репка» и «Теремок». Рассматривали открытки о столице нашей родины городе – Москва, беседовали и о Томаровке. Рассматривали музыкальные инструменты и альбомы «Народные промыслы». Учили и пели песни о Родине, водили русские народные хороводы.
Работа над проектом:
заключительный этап.
Мы теперь знаем свой домашний адрес, и кто живет с нами.
Называем поселок, в котором мы живем.
Можем назвать здания и улицы родного поселка.
Знаем, что родину надо любить и беречь.
Знаем, что если попросим, то родители всегда придут на помощь.
Мы можем помогать своему поселку посильным трудом.
Знаем стихотворения, пословицы и поговорки о Родине.
Можем играть дружно и весело.
Мы обязательно поделимся информацией о нашей Томаровке.
Когда мы вырастим мы будем работать на благо нашей Родины. Защищать её и не давать в обиду.
Вывод:
Благодаря проекту дети могут рассказать о своем поселке, о его культуре и истории, народных промыслах.
Узнали много нового и интересного о родном крае.
Проект стал для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.
Спасибо за внимание!