Малыхина Ольга Валентиновна
Винс Ольга Александровна
Резник Марина Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 20 «Калинка»
Старооскольского городского округа
Согласно целевым ориентирам дошкольного образования на этапе его завершения ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет. Одним из средств достижения обозначенных ориентиров выступает гендерное воспитание.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Актуальность проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена происходящими социальными, культурными, экономическими, технологическими изменениями и расширением количества социальных ролей и функций, исполняемых мужчинами и женщинами, а также профессиями, которыми они владеют.
Результаты этих изменений отличаются от традиционных стереотипов мужественности и женственности, предлагаемых детям, условно говоря, девочек-принцесс и мальчиков-богатырей/рыцарей.
Мы согласны с позицией Е.Н. Корнеевой, отмечающей риск принятия данных стереотипов. Автор считает, что стереотипы регламентируют жизнь человека, препятствуют выработке собственного, адекватного себе и реальной ситуации взгляда на происходящее. Дети дошкольного возраста восприимчивы к стереотипам в связи с подверженностью влиянию взрослых и недостаточным сопротивлением внешнему [2]. При этом множественность различий между людьми, множественность индивидуальностей делают невозможным разделение качеств, характеристик, видов и содержания деятельности на типично мужские и типично женские.
Разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей, позволяющие сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах, обусловили возникновение понятия «гендер», трактуемое как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [4]. При этом психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии определяет не биологический пол, а социокультурные нормы. Устоявшееся представление о том, каким должен быть, как должен выглядеть и вести себя мужчина или женщина как представитель своего пола на разных этапах жизненного пути, в тех или иных обстоятельствах впоследствии может вызвать искаженную систему оценок: преуменьшение или преувеличение достоинств, усиление недостатков, выстраивание отношений с другими людьми исходя из данности (потому что я женщина/мужчина), а не на основе компетентности
По мнению Т.П. Дежиной, понятие «гендер» отражает социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера [1]. Данное определение понятия демонстрирует, что гендерные параметры поведения являются процессуальными, они возникают и исчезают в определенных социальных и межличностных контекстах, и, следовательно, не являются неизменными, а представляют собой изменение, процесс. Для нашего исследования важно мнение Е.Н. Корнеевой, отражающее дискриминацию в подходе к воспитанию детей на основе традиционных гендерных стереотипов. Автор указывает на то, что мужские гендерные стереотипы уже и жестче, чем женские [2]. Мальчик не может грустить и быть мечтательным. Его устремления должны касаться спортивных достижений, наращивания мышечной массы, проявления себя в тяжелом физическом труде и мужских поступках: готовность пойти на уступки девочкам и женщинам, в том числе в ущерб собственным интересам; проявление храбрости, смелости, геройства. Мальчик не должен плакать и обижаться, должен иметь хороший аппетит, любить есть мясо. Он должен предпочитать одежду определенных цветов, ведущим «мужским» цветом является синий. Его увлечения и интересы должны касаться мужских занятий: роботов, автомобилей, космических кораблей, борьбы, стрельбы.
Женские гендерные стереотипы более мягкие и вариативные: свобода в проявлении эмоций, выборе одежды, ее цвета, прически. Девочка может быть трусливой, робкой, застенчивой. Отрицательными чертами считаются неаккуратность и нечистоплотность.
На основе понятных и привлекательных для детей культурных образцов, отраженных в литературе и мультипликации, у детей расширяются представления о гендерных ролях, о возможности отхода от стереотипов, о возможности и необходимости партнерских взаимоотношений в достижении цели деятельности. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровым оборудованием и разработка содержания игр, отражающие различные профессии и виды деятельности (мастерская, гараж, кухня, исследовательская лаборатория) будут способствовать включению детей в реализацию различных гендерных ролей и признание приоритета равноправия и общечеловеческих ценностей.
Список источников
- Дежина Т. П. К вопросу о концепте «гендер» / Т. П. Дежина. // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2011. – № 3. – С. 127–136.
- Корнеева Е. Н. Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка / Е. Н. Корнеева. – Москва: Мир и образование, 2014. – 176 с.
- Кучукова А. В. Социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. В. Кучукова. // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 82–88.
- Словарь гендерных терминов / под редакцией А. А. Денисовой. – Москва: Информация XXI век, 2002. – 256 с.