Совершенствование двигательной активности детей дошкольного возраста посредством эффективной организации предметно-пространственной среды в ДОУ по физическому развитию

0
1453

Самсонова Наталия Васильевна
инструктор по физической культуре
Гензе Надежда Ивановна
педагог-психолог
Шишканова Марина Владимировна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материал – участник Межрегиональной научно-практической конференции
«Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная среда для развития двигательной активности должна быть: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Для выполнения этой задачи в спортивном зале нашего дошкольного учреждения имеется и активно используется разнообразное спортивное и оздоровительное оборудование, которое способствует:

  • – формированию начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • – развитию общей моторики;
  • – развитию физических качеств (выносливость, гибкость, силу, скорость, координацию);
  • – накоплению и обогащению двигательного опыта детей;
  • – формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имело изучение и знание особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

Для общеразвивающих упражнений в детском саду имеется спортивный инвентарь по количеству детей в группе:

  • – плоские кольца (d=40 см);
  • – обручи (d=90 см);
  • – мячи разных размеров;
  • – мешочки с наполнителем (m=150 гр., размер 7х10 см.);
  • – ленты атласные 50 см.;
  • – султанчики;
  • – кубики;
  • – кегли;
  • – скакалки короткие;
  • – флажки;
  • – платочки.

Чтобы у детей не угасал интерес к выполнению упражнений, комплексы с предметами меняются каждые две недели. Однако, поддержанию интереса у дошкольников к общеразвивающим упражнениям способствует не только наличие разнообразного инвентаря, но и использование различных форм организации разминки. Например, такая форма как дорожка препятствий, которая может варьироваться с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности детей, а также поставленных педагогом задач. В спортзале имеется четыре набора спортивного оборудования, состоящие из обручей различных размеров, гимнастических палок разной длинны, конусов, поролоновых мячей, блоков с отверстиями на различном уровне. Данные наборы широко используются также в обучении детей основным видам движений таким, как метание, прыжки, лазание.

материалы в печатный сборник 

Формированию у дошкольников навыков основных видов движений способствует повышение у детей интереса к выполнению этих упражнений посредством использования яркого современного спортивного инвентаря. Притом одно и то же движение может осуществляться различным способом. Например, лазание можно проводить как в закрепленный на блоках или конусах обруч, так и под рейкой, закрепленной на стойках, или между двумя рейками. Прыгать можно на двух ногах из обруча в обруч, через блоки, через рейку, закрепленную в блоках или конусах с отверстиями на разной высоте, прыгать в высоту – с разбега через рейку. Есть возможность метать в обруч разного диаметра, закрепленный на разной высоте, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении поролоновыми мячами разных размеров.

В нашем ДОУ широко используются современные формы организации двигательной деятельности такие как детский фитнес, для которого у нас имеются: мяч фитбол для малышей и старших дошкольников по количеству детей, мяч прыгун, диски здоровья. К сожалению, недостаточно тренажерного оборудования.

Для координации движений (согласования движений рук и ног) имеется коврик со следочками различных видов. Данный вид движений сложен для детей и наличие яркого пособия способствует стимулированию малышей выполнять эти движения правильно.

С удовольствием дети пользуются массажным оборудованием спортивного зала – это ручные массажеры, массажные дорожки, коврики, ребристые доски, колючие кольца и мячики.

Для развития равновесия в нашем спортивном зале имеются:

  • – спортивные скамейки,
  • – дорожка балансир прямая и извилистая,
  • – ребристые доски,
  • – ходули.

Обучение детей навыкам метания на дальность, в вертикальную и горизонтальную цель осуществляется мешочками для метания, маленькими мячами, мячами с утяжелением, которые у нас имеются в двух вариантах: 500г. и 1 кг.

Для обучения детей такому виду движения как прыжки используем: скакалки различных размеров, стойки с перекладиной, плоские обручи, плоские гимнастические палки, скамейки.

 Мягкие модули являются одним из самых любимых видов оборудования спортивного зала детьми всех возрастов. Мягкие модули используем как в создании дорожек препятствий та и отдельных упражнений: это туннели для лазания, в которые дети могут просто пролазить, прокатывать мяч и пролазить за ним; валики для перелезания лежа; балки для прыжков и перелезания; кубы малые и большие.

Эффективность использования физкультурного оборудования зависит от рационального его размещения. С целью создания большего пространства для двигательной деятельности детей и поддержанию их интереса к различным пособиям у нас в спортивном зале оборудована кладовка для хранения спортивного инвентаря. Данная кладовка позволяет не только разгрузить площадь зала для движений, но и позволяет периодически обновлять оборудование спортивного зала. Для мелкого инвентаря имеются две спортивные тележки на колесиках, на которых можно не только аккуратно и красиво разложить предметы, но и при необходимости убрать их из зала.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, уровня физической подготовленности.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь