Сопровождение гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
760

Крупина С.Ю.
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста, подразумевающая адаптацию в обществе, умение входить в коллектив и одинаково хорошо общаться со взрослыми и сверстниками, в процессе которой у детей формируется психологическое ощущение себя мальчиком или девочкой в настоящем, в будущем – мужчиной (будущим папой) или женщиной (будущей мамой), т.е. гендерное воспитание, начинается уже с младшего возраста. В возрасте 2-3 лет ребёнок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. Формируемая у детей гендерная устойчивость (от 3 до 7 лет) и принадлежность к тому или иному полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка  к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Отбор и введение методов и приёмов, возникающих в разных видах деятельности для освоения гендерных ролей детьми может происходить в разнообразных формах: образовательной деятельности, осуществляемой в процессе различных видов деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка). При формировании гендерной идентичности наиболее целесообразны такие методы, как словесный, практический, наглядный, игровой.

Согласно рекомендациям Н.К. Ледовских, эффективность полоролевого воспитания дошкольников возможна, если:

 – соблюдаются главные принципы нравственного воспитания – поддержание активности самого ребёнка, обращение к его чувствам, поэтому надо учитывать интересы и потребности мальчиков и девочек, варьировать формы педагогического воздействия;

материалы в печатный сборник 

– формируются основы нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевую игру, игры-драматизации, продуктивную деятельность и т.л.);

– используется механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость образов воображения )особая роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребёнка герои служат эталоном проявления мужественности и женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожими);

– преодолевается разобщенность детей разного пола в старших группах при совместном воспитании мальчиков и девочек, чему будут способствовать:

  • формирование адекватных представлений не только о своей половой роли, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней;
  • совместность участия детей разного пола в воспитательной работе воспитателя по полоролевому развитию;
  • инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети станут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе семейные;
  • привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера.

Уже в младшем возрасте, находясь в дошкольном учреждении, дети углубляют свои представления о половой принадлежности: они узнают имена девочек и мальчиков в группе, начинают выделять особенности внешнего вида мальчиков и девочек, одежду, прически, предпочитаемые игры и игрушки. Огромную роль в осмыслении всего этого играет воспитатель.

В работе педагога предусматривается создание игровых ситуаций, в которых дошкольники участвуют с огромным удовольствием: «Чьи это игрушки?», «Чьи это вещи?», «Какой я? Какие мы?». Играя, дети решают: какая одежда нужна мальчику или девочке; с какими игрушками чаще играют мальчики или девочки; находят хозяина потерянной вещи и пр. Вместе с этим в игровых ситуациях решаются задачи социокультурного развития детей: аккуратности, бережного отношения к игрушкам и вещам, взаимопомощи друг другу.

К старшему дошкольному возрасту появляется разнообразие игр и ситуаций, расширяются представления дошкольников о мальчиках и девочках: об особенностях их внешности, одежды, любимых играх, занятиях. В игровых ситуациях дети выбирают из общего набора предметов, инструментов, видов одежды те, в которых обычно испытывают потребности мальчики и девочки. Педагог продолжает воспитание дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками: использует парные или подгрупповые поручения в трудовой деятельности; побуждает к участию в танцах и играх в музыкальной деятельности; обсуждает особенности поведения, характерные для девочек (чуткая, нежная, заботливая и т.п.) и или мальчиков (храбрый, сильный, решительный и т.п.).

Таким образом, при воспитании детей дошкольного возраста в образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений, психологии и педагогики. Чтобы в детском саду воспитание детей осуществлялось с учетом гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая позволит им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.

Литература:

  • Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2012.
  • Доронова Т.И. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М: Линка-Пресс, 2009.
  • Лисина Л.В., Фролова О.Н. Психолого-педагогичекое сопровождение гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста/ журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением №9, 2020.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Энциклопедия педагогических ситуаций / Под ред. Н.В, Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2011.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь