Чахчахова Екатерина Андреевна
старший воспитатель
Волошкова Эльвира Васильевна
музыкальный руководитель
Львова Оксана Николаевна
инструктор по физической культуре
Васютина Олеся Сергеевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Понятие «волонтёрство» для наших детей уже давно знакомо, ведь помогать ближним и нуждающимся стало доброй традицией нашего детского сада. Но не каждый ребенок может быть волонтером, ведь это огромный труд и ответственность. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы научить детей помогать тем, кто нуждается в помощи. Для этого мы проводим мероприятия, объясняя детям важность и значимость волонтерских дел. Дети-активисты подготовительных к школе групп, которые проявили себя в образовательной деятельности, конкурсах, благотворительных акциях, становятся членами волонтерского движения «Учимся быть добрыми». Почему дети старшего возраста? Именно этот возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации, которая является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и успешной учебы в школе; в этом возрасте формируется основной принцип волонтерства — добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности. Мы, педагоги, понимаем, что благодаря волонтёрскому движению происходит сплочение ребят на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество, доброжелательность, толерантное отношение и заботу к окружающим людям. Волонтёрское движение ребята приняли с большим интересом.
Что может сделать волонтерское движение детского сада? Конечно, помочь малышам! Для этого мы устраиваем «дни помощи». В нашем образовательном учреждении три ясельных группы, которые посещают дети от 1,5 до 3 лет. Дети-волонтеры помогают им одеваться на улицу, собрать игрушки, показывают театральные постановки разных сказок: «Красная шапочка», «Три медведя», «Колобок», «Курочка ряба», читают книжки, учат играть в различные игры.
С удовольствием наши волонтеры принимают активное участие в таких акциях как: «Спешите делать добро», «Белая ромашка», «День пожилого человека», «Ветераны и дети войны», «Книжки – малышки для младших дошколят», «Кормушка для птиц», «Эколята – защитники природы», «Будь здоров!»
В течение года проявляют заботу о птицах: вместе с родителями мастерят кормушки, скворечники и устанавливают их на территории детского сада, а также подкармливают своих пернатых друзей в холодное время года. Зимой дети-волонтеры помогают взрослым в расчистке участков от снега, а летом поливают цветы и огород, созданный вместе с педагогами. Также принимают участие в озеленении территории детского сада.
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам и детям ВОВ. С большой любовью и старанием дети готовят для них концерты, праздничные мероприятия с чаепитием, дарят поделки, сделанные своими руками.
Выходя из стен детского сада, наши дети не только знают о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем приняли участие. Мы уверенны, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это нужная и уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Наше волонтерское движение «Учимся быть добрыми» помогает ребятам-дошкольникам поменяться внутренне. Дети обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, проявлять толерантность, уважение и милосердие к окружающим.
Литература
- Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание детей», М., «Айрис Пресс», 2009.
- Н.П. Гришаева, «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», М., «Вентана – Граф», 2015.
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. – М.: Речь, 2004.
- В.А Деркунская, С.С. Агабекян, Н.А. Воронина «Социальные акции и волонтерское движение в детском саду», М., «Педагогическое общество России», 2018.
- Интернет ресурсы.