Социальное партнерство детского сада и семьи в вопросах развития музыкальных способностей ребенка

0
1318

Каспарова Наталья Александровна, музыкальный руководитель.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», детский сад № 119 «Волжаночка», г.о. Тольятти

Статья опубликована в рамках второго Всероссийского педагогического марафона “Мир дошколят-мой мир”. Второй этап.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования:

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Возникла необходимость в обновлении и повышении эффективности использования форм организации взаимодействия с семьей.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период его начальной социализации. В связи с этим особую актуальность приобретает творческое развитие детей для их самореализации.

Рекламное сообщение     

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. ФГОС дошкольного образования целью образовательной области художественно-эстетического развития детей определяет формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.

Развитие музыкально-творческих способностей – является одной из задач музыкального воспитания дошкольников. Можно не редко услышать: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет музыкального слуха» Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей у ребенка. Однако в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так ух редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача – писателем. Объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опыт. Они определяют будущее и способности, и характер человека. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

Каждому взрослому необходимо знать, что человек музыкален от природы, и именно от взрослого зависит, как ребенок сможет распорядиться своим природным даром. При приобщении дошкольников к музыке родители должны помнить: во-первых, что успех развития музыкальных способностей у детей зависит не только от воспитания в детском саду, но и прежде всего, от условий, созданных в семье; во-вторых – закон «Об образовании» РФ (ст. 18) гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте». Однако родители не готовы к развитию музыкальных способностей у своих детей. Поэтому для осуществления полноценного развития музыкальных способностей у дошкольников необходимо тесное сотрудничество детского сада и семьи. Семья – это естественная среда для развития ребенка, развивающая основы личности, позволяющая предоставить другие формыобогащения детей музыкальными впечатлениями, совместный поход в детские музыкальные театры, концерты, проведение семейных праздников и традиций, совместное музицирование и театральные постановки и т.д.

Детский сад и семья должны предоставить единую воспитательную систему.

При составлении планирования работы перед нами были поставлены следующие задачи:

1.Выявить уровень музыкальной культуры родителей, их отношение к проблеме индивидуального развития музыкальных способностей ребенка в семье.

2.Повысить компетентность родителей в вопросах создания условий в семье для развития музыкальных способностей дошкольников.

3.Разработать эффективные формы сотрудничества детского сада и семьи.

4.Повысить уровень активности родителей к участию в музыкально-образовательном процессе.

Для получения необходимой информации о позиции родителей в вопросах развития музыкальных способностей у дошкольников была разработана анкета «Вы и ваш ребенок в мире музыки». В анкетировании участвовало 56 семей воспитанников.

Результаты анкетирования показали, что 87% родителей понимают необходимость развития музыкальных способностей, при этом большая часть (75%) считают, что это задача, как семьи, так и дошкольной организации. Эти данные свидетельствуют о готовности родителей принимать участие в развитии музыкальных способностей детей. В 40% семей практикуется посещение театров, концертов, но большинство (60%) ограничиваются слушанием музыкальных произведений, которые, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями. В домашних условиях чаще всего дошкольники не знакомятся с классическими произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления. Об этом свидетельствуют и результаты наблюдения детей. В 70% семей не ведется целенаправленное обучение детей пению, танцам или игре на музыкальных инструментах, 20% родителей иногда поют с детьми, 10% родителей владеют игрой на музыкальных инструментах, но не все обучают этому своих детей, 13% родителей водят ребят в танцевальных кружок.

В семьях не создаются условия для развития музыкальных способностей у дошкольников. У 80% имеются музыкальные игрушки, которые способствуют развитию лишь общего интереса к музыкальной деятельности. Ведущие педагоги по музыкальному воспитанию О.П. Радынова, К.В.Тарасова считают, что музыкальные способности необходимо развивать, используя настоящие музыкальные инструменты или же детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, флейта), имеющие темперированный строй и выполненные на специализированном заводе по изготовлению музыкальных инструментов.

Таким образом, большинство родителей (41%) положительно относятся к развитию у детей музыкальных способностей, однако уровень их теоретической подготовленности по этому вопросу не достаточно высок.

На основании полученных данных мною была спланирована и проведена работа по следующим направлениям:

1. Повышение компетентности родителей в ходе разнообразных форм взаимодействия: индивидуальные беседы, консультации, круглый стол, анкетирование, почта одного дня «Вы пишите – мы отвечаем», творческая мастерская, статьи, буклеты, памятки, «Библиотека для родителей», «Кольцевой журнал», «Музыкальный киоск» (консультирование на аудио и видео носителях).

2. Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс (участие в НОД, развлечениях и праздниках).

3. Организация совместной культурно – досуговой деятельности (обсуждение сценариев праздников, развлечений и совместное участие в них, кружок песенного творчества, конкурсно-игровые программы, исполнение ролей в музыкально-театральных постановках).

После проведения мероприятий отмечается динамика в позиции родителей: значительно повысилась компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания и расширение из музыкального кругозора. Был создан «творческий союз» педагогов с родителями воспитанников, в котором многие с большим желанием откликнулись на предложение стать в детском саду соавторами, артистами и музыкантами. Вместе с детьми и родителями была организована театральная группа, которая показывает театральные постановки в детском саду. Дошкольникам особенно нравится такое сотрудничество, это придает детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся такими успехами.

Традиционным стало проведение таких мероприятий как: мастер – класс «Искусство быть разным», «Музыкальной гостиной», «Клуба по интересам» с участием родителей. Книга отзывов свидетельствует о том, что многие родители ценят такие встречи, поскольку здесь предоставляется много практического материала. Кроме родителей присутствуют и профессиональные музыканты, выпускники детского сада, которые обучаются в Школе искусств. Родители музицируют вместе с детьми и выступают с музыкальными номерами на совместных праздниках и конкурсах. Последнее открытие – проведение конкурсно – игровой программы «Алло, мы ищем таланты!». Цели этого конкурса: укрепление семьи, как социального института, поощрение семейного творчества, открытие талантов у родителей, демонстрация достижений и умений, пропаганда семейных традиций. Активнее всего родители проявляют себя во время проведения флешмоба.

Таким образом, у родителей, которые выбрали активную позицию и стали нашими соратниками, появилась мотивация, интерес к различным направлениям, которые мы предлагаем, в итоге повышается эффективность музыкального воспитания детей. Большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

Следовательно, целенаправленная работа по сотрудничеству детского сада и семьи позволяет повысить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Понравилась статья?

Голосуйте за работу Натальи Александровны – нажимайте кнопочки соцсетей, пишите комментарии!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь