Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАРТ-2021»
Домащенко Елена Витальевна
педагог-психолог
Еремина Елена Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Мозаика»
г. Новый Оскол
ПО МОТИВАМ СКАЗКИ В. СУТЕЕВА «ЯБЛОКО»
образовательная деятельность по развитию речи с детьми подготовительной группы с использованием пособий В.В. Воскобовича
Цель: формирование интереса у детей к произведениям художественной литературы, развитие умения понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.
Задачи:
1.Формирование нравственных качеств, доброжелательности, щедрости, умения оценивать свои поступки и поступки других.
- Воспитание умения налаживать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение быть добрым, справедливым, отзывчивым, внимательным друг к другу.
Материалы и оборудование: предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес», двуцветные квадраты Воскобовича, «Разноцветные кружки», «Разноцветные веревочки», «Чудо – соты».
Ход ОД:
– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А как она называется вы узнаете, отгадав ребус.
(Яблоко)
– Молодцы. Сказка действительно называется «Яблоко», а написал ее Владимир Сутеев. А кто является ее героями вы узнаете, отгадав загадки.
- Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
- Сама вся сероватая, походка мешковатая. Важная персона, а зовут ее… (Ворона)
- Между сосен, между ёлок пробежали сто иголок. Сто иголок не простых, едут яблоки на них. (Еж)
- Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
– Прежде чем слушать сказку, скажите, пожалуйста, какое время года в нашем лесу сейчас? Как вы догадались? Что происходит с деревьями осенью?
(обращаем внимание, что на одном дереве остались листья и просим их убрать, под ними находят яблоко). Вот бежит заяц по лесу и увидел это яблоко. Как вы думаете, что он захотел сделать?
Да, но яблоко находится высоко, заяц его не достанет, даже если будет прыгать. А как же зайцу достать яблоко?
Делают лестницу из разноцветных веревочек.
А хотите узнать, как было в сказке?
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
– Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.
Что такое?
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ёжик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
– Ребята скажите, а каким вы себе представляете ежика? (сердитый, колючий). А давайте мы с вами изобразим сердитого, колючего ежика.
– Давай мы с вами сделаем ежика с помощью двухцветных квадратов В. В. Воскобовича (делают по одному за столами)
– У вас хорошо получается. Давайте узнаем, что происходило дальше.
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас, по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Дети идут к коврографу, на котором расположены герои сказки.
– Ребята, а скажите, что любит есть медведь? (предложить на коврографе сделать из разноцветных веревочек, разноцветных кружочков и Чудо-сот угощение для медведя, работая в парах)
– А хотите узнать, что произошло дальше в сказке? Слушайте внимательно.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул Ёж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.
– Ребята давайте, и мы с вами попробуем разделить яблоко на 4 части.
С помощью разноцветных веревочек дети делят яблоко на части.
– А хотите узнать кому же достались кусочки яблока?
Один кусочек дал Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
— Вот так и закончилась сказка. Скажите пожалуйста, чему учит нас эта сказка? Какие эмоции у вас остались после прочтения сказки?
Давайте мы с вами выразим свои эмоции после прочтения сказки с помощью яблок, которые покажут ваше настроение.
На коврографе прикреплена яблоня, дети крепят на него яблоки, передающие их настроение.