Сказка как способ передачи духовно-нравственного опыта

0
2291

Коцырева Олеся Анатольевна
Анохина Валентина Михайловна
воспитатели
МБДОУ ДС № 12 «Ёлочка»
Белгородская обл., г. Старый Оскол

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Сказка, с которой мы знакомы с детства — это один из основных жанров фольклора. У каждого народа существует собственный запас сказок, в которых отражен национальный колорит. Легенды, поверия, приметы, традиции, характеры, религия, кухня, географическое положение — все это ярко отражено именно в народных сказках. Сказка-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок! Так сказано в народной пословице. И это действительно так, ведь родившись в далекие времена, вобрав в себя всю народную мудрость, сказка дает нам большой ценный опыт познания законов бытия.

Издревле сказки, сказы и легенды возникали не на пустом месте, и не просто, как забава. Это труд целого ряда поколений, передававшего из уст в уста традиции народа, быта, понятия основных законов жизни. Осуществлялась связь поколений и временного пространства. Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Многие ли интересовались, а в чем собственно состоит урок?

Уроки из сказок можно извлекать разнообразные и поучительные. Например, главные герои Русских народных сказок начинают свой путь к счастью с конкретных поступков (реальных практических действий)!

В таких известных сказках как «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конек-Горбунок» и других, мы видим, что Емеля, старик, Иван-дурак совершали, каждый свой, поступки. Емеля слез с печи и пошел за водой, старик закинул свой невод в море, Иван поймал златогривую кобылицу. Таким образом, как гласит народная мудрость – «под лежачий камень вода не течет».

Емеля отпустил щуку, старик – золотую рыбку, Иван – златогривую кобылицу. Таким образом, отказавшись от каких- то «благ» в пользу добрых поступков, герои сказок были вознаграждены поддержкой в делах от «высших сил». Напротив, корыстолюбивые персонажи сказок, как правило, либо остаются у «разбитого корыта» как старуха, либо исчезают из повествования, как средний и старший брат Ивана.
Но эта мудрость «на поверхности». Есть еще глубокий, образный смысл русских сказок. Например, Дед и баба – это символы женского и мужского начала, и многие сказки говорят о том, что только в единении мужского и женского, двух половин одного целого, возможна природная гармония. В единстве мужского и женского возможна победа над дисгармонией мира, над сказочным злом, нам темными силами.
Важны отдельные символические образы, которыми наполнены русские сказки. Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений.

материалы в печатный сборник 

Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, свою Родину с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической.

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: “Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…”.

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

Таким образом слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности. Именно через сказку наименее безболезненно и наиболее эффективно передаются основные моральные и этические нормы, характерные для того или иного народа

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Следует придерживаться определенной структуры занятий, используя сказки для детей:

Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.

Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.

Третий этап. Проведение практических занятий — лепка, рисование, аппликация. Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступки.

Таким образом, чтобы ожила, та невидимая связь с последующими поколениями, где все лучшее в человеке берет верх над невежеством, и он понимает свое истинное предназначение, нужно, чтобы сказки не исчезли из нашего уклада. А читаете ли вы своему ребенку русские народные сказки? Некогда? Да и сейчас 21 век! Телевизор, фильмы и интернет!

В русских народных сказках изначально заложены передача опыта, плана действий и объяснение происходящего, а значит польза сказок безмерна. Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

 

Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников //М.: ЦГЛ,2015,205стр.
2. Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2021.
3. Василенко М. А. «Народное искусство».-М.,2018
4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. — 304 с.: ил.
5. Тихонова М.В. Смирнова Н. С. «Красна изба». СПб,2020.-208с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь