Сказка как метод коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

0
2387

Багаева Светлана Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ № 234 г. Ростов-на-Дону

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

 

СКАЗКА, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

 

В современных условиях жизни и постоянно увеличивающихся требований к готовности дошкольников к обучению в школе, трудно недооценить необходимость коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Большинство родителей недостаточно общаются с детьми, мало им читают. Не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и мало в ней участвуют. С каждым годом всё больше детей, поступающих в детский сад, имеют речевые нарушения различной степени сложности. Но все они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, их речь пестрит аграмматизмами. Дети-логопаты стесняются выступать на утренниках, они не уверены в себе, замкнуты.
Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации – вот задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком.

материалы в печатный сборник 

Сказки любят все, но сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира и чувств.

О влиянии сказки на ребенка говорили такие ученые, как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиться того, чтобы ребёнок испытывал радость от занятий, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.

Этап автоматизации звуков, на котором приходиться многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, особенно у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения превращается в утомительный процесс.

Сказка является наиболее универсальным и комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

«Сказка – занятие»
Каждую неделю мы отправляемся в сказку. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы отражалась тематика недели и в тоже время максимально использовался автоматизированный звук.

В сказку-занятие обязательно включаются артикуляционные и дыхательные упражнения, упражнения на совершенствование графо-моторных навыков, пространственной ориентировки; присутствуют задания для развития звукового анализа слов и фонематического слуха, а также игры для развития памяти, внимания, логического мышления.

Для проведения таких занятий оборудован игровой столик, который превращается либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. Для каждой группы детей придумывается своя сказка, чтобы отрабатывались именно их проблемные звуки. Для обыгрывания сюжетов используются фигурки сказочных персонажей, вырезанные из картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. Занятие может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Используя один игровой макет, можно провести 4-8 занятий по 1-2 на каждую группу звуков, меняя только сюжет сказки и персонажей.

«Сказка-презентация»
Это подведение итогов, финал, своеобразный отчет о проделанной работе по коррекции звукопроизношения и усвоения программного материала. Разработан цикл занятий по автоматизации звуков, основанных на сюжетах народных сказок.
Каждый сценарий сказки посвящен автоматизации одного или дифференциации двух звуков. Роли дети учат как с логопедом, так и с воспитателем или дома с родителями. На постановку приглашаются родители или дети других групп. Такая работа является не только эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи, но и укрепляет союз логопед – дети – родители, а также родители осознают значение собственного участия в коррекционной работе.

Логопедическая сказка-выпускной
«ЛИСА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ»

Цели:

  • развивать коммуникативные способности детей:
  • совершенствовать интонационную выразительность речи;
  • автоматизировать звуки в словах, предложениях и связной речи;
  • воспитание любви к народному творчеству.

Материалы: Маски героев сказки, два дома, забор, коса, символы для пересказа рассказа.

Действующие лица: Ведущий, лиса, заяц, первая собака, вторая собака, медведь, петух.

На сцене две избушки. Из окна лубяной выглядывает заяц, из окна ледяной – лиса. Между дворами забор с калиткой.

Логопед:
У лесочка на опушке
В лубяной своей избушки
Мирно Заяц жил Косой
Рядом с рыжею Лисой.
Жили-были, не тужили,
В детский сад они ходили,
Но пришла пора прощаться…
В школу надо собираться.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться …

Лисица готовит себе еду. Заяц занимается по книжке.

Лисица:
Зайка, Заинька-дружок,
Пойдём со мной гулять в лесок!
В избушки сыро, плохо,
Шубка вся моя поблёкла.

Заяц:
Нет, с тобой я не пойду.
Видишь, звуки я учу.
С и З, Ш и Ж, Р и Л – важные звуки.
Ох, труднее нет науки.
Если будешь их учить,
В школу вместе будем ходить.

Логопед:
Попросил Заяц Лису
Повторить, что произнесу:

Заяц:
Ну-ка, лисонька-лиса, повторяй за мной слова:
Са-са-са, бежит рыжая лиса,
Су-су-су, позову ка я лису,
Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы.
Се-се-се, помогите вы лисе.

Логопед:
Стали вместе повторять
Да словечки называть.
Заяц с З, а с С – Лиса.
Помогите им, друзья.

Дети делятся на команды: одна – Зайцы, вторая – Лисицы. Дети придумывают слова со звуками С и З.

Логопед:
День-другой прошёл.
Лисица не хотела больше учиться

Лиса:
Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, Косой!

Лиса бросает Зайцу узелок с вещами. Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.

Логопед:
Сел Зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать…
Появляется собака
Первая собака:
Р-Р-Р-Р, о чём ты горько плачешь?
Почему, дружок, не скачешь?

Заяц:
Жил я в своей избушке,
Здесь, на этой вот опушке,
Рядом рыжая Лисица
Жили-были не тужили
Звуки вместе мы учили
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться….
Да меня же прогнала
Помогите мне, друзья,
А не то – погибну я!

Собаки:
Полно! Слёз не лей ты море!
Твоему помогу я горю.
Но и ты мне помоги:
Скороговорки расскажи!

Логопед:
Зайка сразу растерялся.
А потом и испугался.
Ну-ка, дети, помогите:
Скороговорки расскажите.

Дети рассказывают скороговорки.

Собаки:
Р-Р-Р-Р! А ну ка Лиса,
Принимайся за дела!

Логопед:
А Лисица им с печи
Громким голосом кричит:

Лиса:
Не хочу идти я в школу.
Если ты не хочешь драки,
Убирайтесь вон, собаки!
Собаки испуганно тявкают и убегает.

Логопед:
Снова Заяц громко плачет,
По пригорочкам не скачет.
Подошёл к нему Медведь.

Медведь: (добродушно)
Полно, Заинька реветь!
Ты ответь мне, сделай милость,
Что за горе приключилось?

Заяц:
Жил я в своей избушке
Здесь, на этой вот опушке,
Рядом рыжая Лисица
Жили-были не тужили
Звуки вместе мы учили
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться…
Да меня же прогнала

Медведь:
Не горюй, дружок!
Лисицу я заставлю учиться.
Но и ты мне помоги:
Рюкзак в школу собери

Ведущий:
Ну-ка, братцы-ребятишки,
Помогите вы Зайчишке.

Подвижная игра «Собери рюкзак в школу».

Медведь подходит к избушке, ревёт.

Медведь:
Ну-ка, рыжая Лисица,
Тебе придётся потрудиться!

Логопед:
А Лиса ему с печи
Громким голосом кричит.

Лиса:
Убирайся и ты, Медведь!
На меня не смей реветь!
Вот как выскочу сейчас,
Искры полетят из глаз

Медведь сердито машет лапой и уходит.
Появляется Петух с косой. Подходит к плачущему Зайцу.

Логопед:
Вот идёт Петух с косой.

Петух:
Плачешь ты о чём, Косой?

Заяц:
Жил я в своей избушке
Здесь, на этой вот опушке,
Рядом рыжая Лисица
Жили-были не тужили
Звуки вместе мы учили
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться…
Да меня же прогнала

Петух:
Не горюй, приятель! Вскоре
Твоему помогу я горю!
Вот рассказ мы перескажем,
И лисе кулак покажем.

Логопед:
Вы, ребятки помогите
И рассказ перескажите.
Дети пересказывают рассказ с опорой на символы.

Логопед:
Подошёл петух к Зайчишки,
Ну а с ним его друзья,
Что учились не зря.
Подошли… Пошла потеха!
Стало рыжей не до смеха…

Лиса (испуганно):
Ой, ребята, подождите.
Вы меня с собой возьмите
Буду, буду я учиться,
Буду, буду я трудиться…

Дети прощают лису и обещают ее взять с собой в школу.

Список литературы:
1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб.,2011.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.,2006.
3. Лора Поляк «Театр сказок».
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению недоразвития речи у детей. М.,2009.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь