Сюжетно-ролевая игра «Космос» для старших дошкольников

Зиньковская Ольга Михайловна, воспитатель
Садовская Светлана Сергеевна, воспитатель
Жупикова Людмила Ивановна
 инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

материал принимает участие в  Межрегиональном научно-практическом семинаре «КОСМОС – ПРОФЕССИЯ СМЕЛЫХ, ИЛИ КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ» 

Сюжетно-ролевая игра «Космос» для старших дошкольников

2 секция – Космос как игра: организация сюжетно-ролевых, творческих, тематических игр дошкольников

Дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Основным видом деятельности дошкольников является игра.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; пристегнуть невидимые ремни, приготовить вымышленные луноходы, «взять» образцы лунного грунта и др. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

материалы в печатный сборник 

Цель: способствовать социализации детей через игру, расширить тематику сюжетных игр, учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта. Воспитывать чувство патриотизма, создание космической обстановки, развитие детской фантазии, творческого воображения.

Задачи:

  • Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.
  • Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
  • Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
  • Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением.
  • Закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: мимику, жесты, действия.
  • Поощрять желание придумывать новые темы для игры.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты.

Ожидаемый результат:

  • Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
  • Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра).
  • Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет.
  • Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог.

Предварительная работа:

  • – НОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;
  • – просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К.Булычёва), К.Булычёв «Алиса на планете загадок»; видеоролик о планетах Солнечной системы для детей (А.Дружинина); аудио сказка «Кузнечик Кузя на планете Туами».
  • – прослушивание песен для детей Ю.Антонова «Живет на свете красота», «Пусть вечным будет мир», «Туами»;

Беседы с детьми:

  1. «Зачем летать в космос?»
  2. «Почему в космос летают на ракете?», «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?», «Есть ли в космосе жизнь», «Какие бывают звезды?»;

Художественная деятельность:

  • рисование – «Знаки зодиака», «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта», «Разноцветные планеты», «Инопланетяне».
  • лепка – «Мы космонавты».
  • ручной труд – «Полёт на ракете на Луну» (макет),
  • аппликация – «Космическое путешествие», «Звездное небо», «Пришельцы из космоса» (коллаж).

Знакомство с профессиями (командир, штурман, радист, техник, диспетчер).

Презентация: «Этот удивительный космос»

Атрибуты: шапочки-скафандры, шлемы, техническая аппаратура – компьютер, космическая еда в тюбиках, карта звездного неба, «Солнечной системы», муляжи планет, рация, маршрут, строительный материал, наушники, кислородные баллоны, фотоаппарат.

Роли детей: командир, конструктор, радист, штурман, врач, техники, фотограф, повара

Ход игры

(Распределение ролей в группе)

Воспитатель: ребята, сегодня с вами мы совершим космическое путешествие на ракете. Ракета для этого подготовлена, она оснащена скафандрами для выхода в открытый космос, кислородными баллонами, пультами управления, питанием, медикаментами, инструментами, картами, рацией и другими необходимыми приборами.

Сейчас попрошу всю команду космонавтов построиться и принять свое звание и назначение на корабле. (раздаем бейджики с надписями (командир, радист, штурман, врач, техник, фотограф, повар)

Идем в музыкальный зал («Космодром»)

(Дети под музыку заходят в зал на построение, звучит гимн России)

Воспитатель: Занять места на ракете “Родничок” и надеть скафандры. Мы отправляемся на космическую станцию.

Я диспетчер – оператор. Руководитель полетом с земли. Мое место у пульта управления. Я буду с вами поддерживать связь. К полету приготовиться.

Дети. Есть приготовиться!

Диспетчер. Объявляю трёхминутную готовность! Проверить скафандры и кислород!

Командир. Есть проверить скафандры и кислород!

Диспетчер. Проверить радиосвязь!

Командир. Есть проверить радиосвязь!

Диспетчер. Ключ на старт!

Командир. Есть ключ на старт!

Диспетчер. Зажигание!

Командир. Есть зажигание!

Диспетчер. Экипаж к полету в космос готов?

Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни!

Командир. Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни (имитация).

Слайд2 (отсчет цифр)

Диспетчер. Внимание! До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск! Слайд 3 (летящая ракета со звуком)

Диспетчер. Корабль вышел на орбиту. Вы летите, в космосе. Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора. Какие удивительные звезды видны!

Слайд 4 (звездное небо)

-Вы летите в Солнечной системе. Назовите планеты «Солнечной системы» (дети называют и показывают планеты на экране.)

Слайд 5 (планеты солнечной системы)

Внимание, внимание вы приближаетесь к космической станции.

Слайд 6 (космическая станция)

Всем космонавтам приготовиться к стыковке. Командир проверить готовность. Техникам выйти в открытое пространство и совершить стыковку. (музыкальное упражнение с ускорением “Я Ракета”)

Диспетчер: стыковка произведена, команда, ракету через трубу на космическую станцию расстегнуть ремни, можете переходить на космическую станцию. Вы находитесь на космической станции, можно снять скафандры, тут можно дышать, но невесомость осталась. Чтобы ее ощутить, предлагаю поиграть в игру «передай шары друг другу». Штурман, шары. (дети играют в шары под музыку)

Диспетчер: Командир, прикажите экипажу занять свои места. Время приема пищи, повар раздать питание

Слайд 7 (прием пищи космонавтами)

Время отдыха, предлагаю поиграть в футбол в невесомости.
(удерживание мяча на ткани) (музыка)

Диспетчер: внимание, занять свои места, пристегнуть ремни, приближаемся к Луне.

Слайд 8 (луна)

Диспетчер: Иинформация о луне.

Детям о Луне за 4 минуты. Что такое Луна (развивающее видео)

Диспетчер: приготовиться к высадке на луну для взятия образцов (камни, почва, вода) пробирки, пакеты (трое детей). Надеть скафандры, выходим на лунную поверхность. Внимание, по лунному грунту передвигать без специального оборудования нельзя. Штурман приготовить луноходы. Долго находиться на поверхности луны нельзя, поэтому образцы лунного грунта берем быстро и возвращаемся на станцию.

Молодцы, задание выполнено, снять скафандры, занять свои места. После высадки на Луну, экипаж проверим свое самочувствие. Дыхание (дышим носом), дыхание в норме, пульс, самочувствие в норме.

Диспетчер: Приближаемся к солнцу.

Слайд 9 (солнце)

Штурман ведет ракету, избегая палящих лучей. Надеть солнечные очки, включить пожарную защиту (мыльные пузыри) Командир, приготовить космические противопожарные пузыри.

Диспетчер: Спасибо! Вы спасли ракету. Счастливого пути!

Внимание, работа на космической станции закончена. Возвращайтесь на ракету. Надеть скафандры, через трубу перейти на ракету.

Диспетчер: Молодцы, ребята, горжусь вами! Занимайте свои места. Держать курс на планету Земля!

Командир: Есть держать курс на планету Земля. Слайд 10 (планета Земля)

Диспетчер: Внимание! Ваш корабль приближается к планете Земля. Будьте осторожны! Как слышите меня? Приземляйтесь на планету.

Слайд 11 (приземление)

Диспетчер: Катапультируемся.

(Батут)

Песня «Земля в иллюминаторе»

Воспитатель: Здравствуйте! Мы приветствуем вас на нашей земле, вы дома.
Мы, ребята, жители самой красивой планеты «Земля».

Слайд 12 (зеленый луг)

Любуемся голубыми озерами, рыжими холмами, радугами после дождя и яркими цветочками.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь