Соколова Марина Петровна
воспитатель
МБДОУ ЦРР – Д/с №7 «Остров сокровищ»
Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2020 г.
ШАХМАТНАЯ МАТЕМАТИКА
конспект НОД для детей 5-6 лет
Цель НОД: использование шахмат как средство закрепления математических знаний.
Задачи НОД: закрепить навыки счёта в пределах 5, знание состава числа, умение сравнивать величину приёмом наложения, упражнять в ориентировке в пространстве и на шахматной доске. Развивать зрительную память, умение слушать поставленную задачу. Воспитывать интерес к шахматам.
Ход НОД:
Воспитатель в костюме шахматного короля.
– Ребята, приглашаю вас в моё шахматное королевство. Отгадайте загадку:
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать
Игры названье угадать.
Мой дворец – это шахматная доска. Здесь живут мои подданные – шахматные фигуры. Как они могут расположиться (по горизонтали, вертикали, диагонали).
Они решили с вами в прятки поиграть.
Игра «Прятки».
Воспитатель убирает одну шахматную фигуру, дети отгадывают, какой фигуры не стало.
– Ребята, у вас стоят шахматные доски, подойдите каждый к своей доске, я буду рассказывать, а вы расставляйте фигуры на доске. По горизонтали встали три белые пешки. На них напал чёрный слон и забрал одну пешку. Сколько было пешек. Обозначим цифрой три. Сколько пешек забрал слон. Обозначим цифрой один. Сколько осталось пешек. Обозначим цифрой два. Значит из каких чисел состоит число три? (ответы детей).
По вертикали встали пять белых пешек. На них напал чёрный конь и забрал одну пешку и т. д.
По диагонали встали четыре белые пешки. На них напала чёрная ладья и забрала одну пешку и т. д.
Дети выполняют задания
– Сейчас я вас всех превращаю в шахматные фигуры, давайте поиграем в игру «Оборона короля».
Чёрный ферзь хочет напасть на белого короля. Защитим короля, поставим оборону. Белый слон встань перед королём. Белый конь встань слева от короля. Белая ладья, встань справа от короля. Белая пешка встань за королём и т. д.
– В моём королевстве беспорядок. Был сильный ветер и мои подданные разлетелись. Помогите их собрать. Какие геометрические фигуры лежат на столе. Прямоугольники одинаковые или разные. Сравните. Теперь из этих геометрических фигур соберите шахматные фигуры. Можно использовать схему.
Проводится игра: «Собери фигуру».
– А некоторые фигуры не желают больше быть белыми и чёрными. Спрятались от вас под листочки и просят закрасить их цветными мелками и угадать какая фигура спряталась.
Игра: «Раскрась фигуру».
– Ребята, понравилось ли вам в моём шахматном королевстве? Что больше вам понравилось? Хотели ли бы вы еще раз попасть в шахматное королевство? Мы обязательно сюда еще вернемся!