Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ»-2021
Савельева Ирина Валерьевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №27 «Берёзка»
Уголок сенсомоторного развития в ДОУ
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей педагог осуществляет через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение, развивается и познает мир. Игрушки расположены в разных местах групповой комнаты, чтобы дети не собирались большими группами и не мешали друг другу. Каждый вид игрушек и пособий хранится в определённом месте: крупный строительный материал – на полках, в ящиках, мячи – в корзинах, кукольная посуда – в детском шкафу, книги – на полке, крупные игрушки для движений – в специально выделенном углу группы и т. д. Такое хранение игрушек обеспечивает порядок в группе, помогает ребенку лучше ориентироваться. Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Уголок предназначен:
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Очень важной частью развития сенсорных способностей являются «пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель. В движениях чередуется сжатие, растяжение, расслабление, прослеживается распределение тонуса в кисти и пальцах.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, игры-шнуровки, игры с прищепками и т д.
На основе использования игр по сенсорике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.