Роль темперамента ребёнка в общениии

0
1677

Лысенко Екатерина Александровна
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 6
г. Белгород

 Материал участвует в Творческой группе “Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ “ 

 

Роль темперамента ребёнка в общении

Распространено мнение, что родители знают своих детей «как облупленных».

Действительно – ребёнок с рождения у вас на глазах, вы его пеленали, кормили, поили. Да и так ли много у него секретов в дошкольном возрасте? С членами семьи у ребёнка складываются различные отношения. Кто-то слишком строг с ним, кто-то потакает его слабостям, кто-то не обращает внимание, а его ответное внимание не всегда кажется соответствующим отношению к нему взрослых.

Если ребёнок бывает еще где-либо, кроме вашего дома (в гостях, посещает кружок, занимается английским и.т.д.), то секретов становится больше. В том, что так важно для его речи, – он приобретает бесценный опыт, о котором вы можете совершенно не догадываться. Ведь дома он ведёт себя совсем не так.

Рекламное сообщение     

Наконец, существуют повторяющиеся ситуации, в которых ваш ребёнок совершает одну и ту же ошибку и никак не может понять, как надо себя вести. Вы злитесь и вновь объясняете «лечить» одним и тем же лекарством, не замечая, что это вы, а не он, проявляете завидное упрямство, действуете, по настоящему не разобравшись в ситуации. Но ведь у одного и того же поступка может быть несколько причин. Только поняв действительную причину поведения ребёнка, можно ему помочь.

В начале жизни человек учиться, «коллекционируя» стереотипы восприятия, в частности, он опирается на эти стереотипы, которые использует в качестве «фильтров», позволяющих ему классифицировать объекты, распознавать их. По-видимому, люди отличаются своими возможностями первоначального накопления. Эти возможности не бесконечны и рано или поздно исчерпываются.

Поскольку в дошкольном возрасте черты личности и характера еще не сформированы, поведение ребёнка в наибольшей степени определяется темпераментом, играющим многообразную роль в процессе индивидуального развития организма. Воспитание ребёнка, особенно, если ребёнок чем-то болен, без учёта его индивидуального развития организма. Воспитание ребёнка, особенно если ребёнок чем-то болен, без учёта его индивидуальных психологических особенностей способствует углублению переживаний критических периодов развития, к которым относятся, в частности, поступление в школу. Учёт этих особенностей не только позволяет смягчить трудные периоды развития, но и предотвратить развитие невроза, в том числе и невротических реакций на свой речевой эффект.

Во многом именно темперамент определяет, каким образом ребёнок усваивает информацию. Это важно знать для того, чтобы обучение происходило наиболее эффективно и учитывать при подготовке ребёнка к школе, знание темперамента позволяет предсказывать возможные конфликтные ситуации и проводить их профилактику.

Среди наиболее общих психических свойств выделяют ум, характер и поведение. Было ясно, что от индивидуальных особенностей поведения в значительной мере зависят его отношения с окружающими, а значит возможность достигнуть наибольшего жизненного успеха.

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что в большинстве книг теоретического и практического характера авторы дружно утверждают. Что индивидуальные особенности поведения чрезвычайно важно учитывать в процессе воспитания, обучения, общении и многих других случаях.

Холерический тип поведения направлен на преобразование возникшей ситуации в нужном направлении. В ситуации общения такой тип поведения называют манипулятивным, то есть таким, когда один человек тем или иным способом вынуждает другого совершить необходимое для него действие.

Характерной чертой таких детей является повышенная активность, склонность вмешиваться в дела других людей. Они чрезвычайно инициативны в новых начинаниях, не умеют дослушивать задание, сразу приступают к его выполнению. Часто сразу берут инициативу в новых начинаниях, не умеют дослушивать задание, сразу приступают к его выполнению. Часто сразу берут инициативу на себя, не очень считаясь с партнёром. Самое ценное в общении – действие. Действовать по плану им трудно, поэтому обстоятельства и случай часто ведут их за собой. Могут быть хаотичными и трудно управляемыми. Склонны к суетливости и непродуктивностью легко могут отступать от начатого дела, если при этом оказывается возможным заняться другим. Особенных сожалений при этом не испытывают. Можно сказать, что в своей активности он расточительны, но бескорыстны. Чаще всего не осознают, когда досаждают окружающим. И сожалеют о причинённых обидах.

Потребность в постоянном действии ради действия составляет основную проблему таких детей. Поэтому прежде всего необходимо учить их управлению своей активностью, чёткой постановке целей и задач, а также подбору средств для их достижения.

Им легче понять предмет изучения, когда для его усвоения требуется что-то сделать своими руками, нарисовать, сконструировать. Не стоит пренебрегать внешним контролем. Но весьма желательно, чтобы в результате дети научились регулировать свою активность самостоятельно, например путем составления планов, учёта уже сделанного и тому подобных приёмов.

Сангвинистический тип поведения  характеризует ярко выраженная способность усваивать ярко выраженная способность усваивать и перерабатывать информацию, склонность к получению удовольствий, вкусной еде, красивой одежде, игрушкам. Общение не составляет трудности для таких детей, но оно всегда подчинено определённой цели. Они легко входят в работу, включаются в новое для себя дело, но если только оно им интересно. Хорошо приспосабливаются к существующей обстановке. Умеют быстро принимать решения. Им всегда важно понимать, что они делают. Собственное мнение для них закон, они всегда уверены в правильности своих мнений. Особенно уважают мнение признанных лидеров и готовы им подчиняться.

Можно сказать, что такие дети являются жертвой собственных положительных качеств, но их недостатки являются жертвой собственных положительных качеств, но их недостатки являются продолжением их достоинств.

Лёгкое усвоение нового, быстрое «схватывание» успехи в учебе создают эффект «головокружения от успехов». Поэтому у этих детей наряду с поощрением их достоинств и успехов следует воспитывать самокритичность.

Для флегматичного поведения характера способность упорно действовать по выбранному плану, несмотря ни на какие помехи. Флегматикам свойственна редкая склонность к порядку во всем. Такие дети любят строгую последовательность, всегда тщательны до педантичности. Внешняя медлительность связана с не медленным выполнением отдельных действий, а с потребностью делать все «как положено», развитым чувством ответственности. Им трудно выйти из дома, если не застёгнуты пуговицы и не завязаны все шнурки. Непредвиденные обстоятельства их сильно огорчают. Инертны, имеют строго определённый круг интересов. Новое усваивает медленно, по причине того, что должно все «расставить по полочкам», «перевести на свой язык» привычное и хорошо усвоенное дело могут делать быстро и всегда качественно. Любят, чтобы игрушки были на своих местах в общении могут вызывать раздражение инертностью и въедливостью.

Наибольшего внимания требуют ситуации смены условий жизни и деятельности, а также быстрой ориентации и принятия решений. Детям с такими особенностями необходимо оказывать всяческую поддержку в начинаниях, готовности делать что-то новое, новых интересах. Их нужно готовить к предстоящих событиях, настраивать на них. Желательно иметь «заготовки» поведения, особенно для предполагаемых сложных ситуаций. Такие дети нуждаются в разнообразной физической активности.

Ведущая черта меланхолического типа поведения – способность перебирать разные варианты, отказываться от «тупиковых» решений. Внешне эти черты могут проявляться в нерешительности, склонности к сомнениям. Меланхолики чувствительны и легоранимы. Во  время общения они прекрасно чувствуют партнёра, способны к переживанию. Готовы все перепробовать, проявлять осторожность и недоверчивость. Легко утомляются и приходят в замешательство. С трудом принимают решения и осуществляют выбор. Чувствуют облегчение, если за них решение принимают и осуществляют выбор. Не имея решимости в сложной ситуации осуществить необходимые действия, способны улавливать самые незначительные её изменения. Грубое внешне давление может полностью их парализовать. Многое глубоко подумают и переживают, но для реализации своего богатого внутреннего мира нуждаются во внешней поддержке.

Основной трудностью для таких детей является необходимость выбора результатов деятельности. Их повышенная чувствительность связана именно с выполнением этой задачи. В спокойной обстановке, которую необходимо им создавать, они способны проявлять достаточно большую работоспособность. Особое внимание следует уделять поддержанию умения завершать начатое, в частности, путём повышения ценности промежуточных результатов деятельности. Детей надо учить подведению промежуточных итогов, умению похваливать себя за уже сделанное.

Список литературы:

1.Гаиезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 2011, – 257с.
2.Дубровина И.В. и др. Психология: М.: Академия, 2010. – 378с.
3.Кораблина М.Р. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб, 2013. – 285с.
4.Крутецкий В.А. «Психология. – М.: «Просвещние», 2012. – 608с.
5.Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 2013. – 296с.
6.Немов Р.С. Практическая психология. М.:Владос, 2010. – 320с.
7.Стреляу Я.Р. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 2012. – 207с.

 

2-й материал – Презентация 

Фрагмент занятия с использованием межполушарных взаимодействий и кинезотерапии

 

Скачать (PDF, 909KB)

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь