РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА

Мартынова Юлиана Александровна
учитель-логопед
Харланова Елена Николаевна
Карачевцева Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название  –  РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА

 секция  – 5.«Дефицит общения – проблема развития речи»

Семья определяет очень многое в жизни ребенка. Ведущая роль в становлении и развитии ребенка принадлежит семье. В детском саду ребенок попадает в искусственную речевую среду, которая призвана оптимально развивать речь в соответствии с возрастом. Но главные навыки он приобретает в своей семье, не являются исключением и навыки правильной речи.

Речь ребёнка подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр. С рождения и до момента перехода во взрослую жизнь ребенок, словно губка, впитывает манеру и стилистику речи своих родителей, вплоть до копирования произношения отдельных звуков, а иногда даже и слов. Поэтому в данный этап формирования речи малышей, роль родителей невероятно значима. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка.

Одним из наиболее вредных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Рекламное сообщение     

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно повторяют за родителями, принимая за образец речь взрослого. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того, оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, современный жизненный уклад откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья и психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Самое простое и эффективное, что можно сделать, чтобы у ребёнка не было проблем с речью, — разговаривать с ним. При этом общение не должно сводиться к однообразным бытовым функциям: «иди, поешь», «пора спать». Необходимо обсуждать всё, что происходит вокруг, подробно отвечать на любые «почему», рассказывать истории, шутить. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.

При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:

Игра «Отгадай, на что я смотрю?» Ребенок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребенок) отгадывает предмет.

Игра «К чему относится?» Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т.д.

Игра «Потому и почему»

Цель игры – научить детей задавать вопрос: «Почему?» и отвечать на него, используя союз «…потому что».

Игра «Назови лишний предмет» Взрослый называет ребенку серию обобщающих слов, среди которых находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.

Игра «Бывает – не бывает» Взрослый предлагает ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает». Например: весной созревают яблоки.

Игра «Кто больше придумает слов» Взрослый называет ребенку предмет. Ребенок придумывает к нему слова – прилагательные. Например: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем поменяться ролями: ребенок называет слово, а взрослый подбирает.

Рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

  • эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;
  • создавать условия для общения с другими детьми;
  • речь взрослого – пример для подражания;
  • рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
  • рассматривать и наблюдать с ребенком явления природы в разные времена года;
  • развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка;
  • совместные игры взрослого и ребенка;
  • чтение художественной литературы, разучивание стихов;
  • ответы на все его «почему»;

Как было отмечено выше, главная роль в речевом развитии детей отводится родителям и всему семейному окружению. Это те люди, с которыми ребенок начинает всесторонне развиваться и чья речь, поведение, речевая культура закладывается первостепенно в развитии ребенка. Именно поэтому родители должны постоянно контактировать с ребенком, создавать благоприятную атмосферу в семье, говорить с ребенком, задавать ему вопросы, уметь слушать и слышать свое дитя.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь